В НЕДЕЛЮ О ЗАКХЕЕ

Архимандрит Илии (Рейзмир)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.

    Вот, дорогие братия и сестры, какие радостные слова слышали мы в ныне читанном Евангелии. В доме одного из грешников Спаситель однажды сказал, что все, признающие себя грешниками, если захотят, могут спастись. Он для того и пришел в мир, чтобы всем людям даровать спасение. Для нас, грешных, Спаситель воплотился, учил, благотворил, терпел, страдал, был мучим и умер на кресте. Все для нас — и неужели не тронет нас эта великая любовь и мы не пойдем к Нему? Как идти и какими путями? Обращение мытаря Закхея показывает нам образец и отвечает на эти вопросы.

    Как же Закхей обратился ко Христу? В Евангелии говорится, что он искал видеть Иисуса. Ни великое богатство, нажитое неправедным путем, ни почет и слава и все земные удовольствия — ничто не может удовлетворить его души. Она жаждет чего-то высшего. Ему хочется видеть Иисуса. Он забегает вперед, влезает на смоковницу и оттуда созерцает божественное лицо Спасителя.

    Нередко и мы среди разнообразных удовольствий мира или среди житейских забот чувствуем пустоту в сердце и жажду чего-то высшего, более прочного, более полезного для души своей. Душа наша ищет Господа Иисуса, о Нем тоскует, с Ним желает быть в самом тесном союзе. Такие минуты благодетельные, спасительные для нас, и мы должны пользоваться ими особенно в моменты осознания своего глубокого падения, мучения совести в связи с чем-то уже прошедшим. Когда почувствуем внезапное нерасположение ко греху, — не будем равнодушны к такому своему духовному состоянию: надо возбудить в сердце расположения и намерения добрые, чистые и святые, — и это будет самый верный шаг к покаянию и спасению.

    Спаситель знал душевный настрой Закхея и объявил ему о Своем желании быть у него в доме. И Закхей с великой радостью принял Господа. Этот человек, в недавнем прошлом служитель маммоны, творец неправды, обидчик, лихоимец, — именно так воспринимали подобных ему людей иудеи, этот грешник стоит лицом к лицу со Святейшим святых, мало того, принимает Его в своем доме. Какая быстрая перемена! Какой быстрый переход от желаемого к действию! Только что пожелал увидеть Иисуса, как уже принимает Его в своем доме.

    И мы после осознания своей внутренней пустоты и нечистоты поспешим принять Господа в доме души своей! Он и нас не возгнушается и к нам придет. Он, милосердный, любит грешников, истинно кающихся. Он стоит у нашего сердца, стучит и ждет, когда мы пожелаем принять Его. Смотрите, Он входит в дом Закхея Сам, без его просьбы, потому что видит в душе сильное желание принять Его, горячую любовь к Себе. Надо запастись и нам, насколько возможно, этой любовью, надо желать соединения со Христом, — и Он войдет к нам. Сам Он указал нам и средства для таинственного соединения с Ним. Это — святые тайны. Приступим к ним не холодно, не по обычаю, не по примеру других, а по доброму изволению, с радостью, со смирением и сокрушением сердца, — и Христос придет в дом души нашей и принесет спасение нам.

    Дорогие братия и сестры, Закхей от всей души, с великой радостью воздал благодарение Господу и сразу же принес, показал плоды, достойные покаяния. «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». Он не только обещается оставить прежние страсти, свои греховные привычки. Ему этого кажется мало. Он желает и дает обещание за всех прежде им самим обиженных заплатить добром. Многое из своего богатства он приобрел неправедно — через вымогательство, утайки, обман, и за то он хочет половину своего имения раздать нищим. Может быть, найдутся и те, которых он обижал, притеснял, и таких он обещает вознаградить вчетверо. Так и нам, дорогие, надо каяться. Не достаточно только сказать на исповеди, что мы грешные в том-то и том, мало даже дать обещание и обрести твердую решимость жить по заповедям Божиим, нет, надо уничтожить и самый след греха, чтобы не осталось и признаков нашей любви ко греху. Поэтому похищенное надо возвратить, возвратить сполна; приобретенное через обман, обиду или другими нечестными средствами раздать. Если кто потерпел от нас, лишился места, или семейного счастья, или доброго имени, или потерпел расстройство в делах своих, или вовлечен нами в какой-нибудь грех, такому надо воздать добром с избытком. Если мы не видим уже его и не можем помочь ему, то за это зло вознаградим добром других людей.

    Мы иногда думаем, отчего это Спаситель редко приходит нам на ум, редко бывает в доме нашей души? Это больше всего оттого, что мы не осознаем себя грешниками, не осознаем, что для нашего спасения нужна помощь Спасителя, это — от нашего маловерия.

    Господь, как милостивно принял и простил Закхея, так всегда готов принять и простить всякого грешника. И если мы от множества грехов наших впадаем иногда в уныние — думаем, что Господь не простит их, то это оттого, что покаяние наше не такое, какое было у Закхея. Он как только услышал, что идет Христос — Спаситель грешников, тотчас пожелал Его видеть и обратился к Нему с верой. А мы зачастую, живя во грехах, медлим обратиться к Господу с покаянием. Не слушая голоса Святой Церкви, постоянно призывающей нас к покаянию, очень редко бываем на исповеди и святом причащении, извиняя себя то неимением времени, то другими причинами. Закхей принял Господа в дом свой с великой радостью. А нам Спаситель хочет отпустить грехи наши, хочет войти в дом нашей души в пречистых Своих тайнах, чтобы мы соединились с Ним, были в Нем и Он в нас, а мы отказываемся и говорим, что нам некогда.

    Закхей, как только обратился к Господу, тотчас решился оставить свои неправые дела и загладить их добрыми делами. А у нас случается, что мы и молим Господа о прощении грехов наших, а жизни своей не исправляем, поведения своего не меняем. Кто, например, каялся в обмане, не перестает обманывать. Кто грешен был в разврате, пьянстве, через некоторое время опять принимается за то же самое.

    Кто раскаивался в том, что имел злобу и вражду на ближнего и осуждал людей, обижал других, — опять заводит ссоры, распри и не перестает осуждать. Иной и во время самого покаяния не думает в будущем исправиться и оставить грехи свои. А бывает и так, что иной во время покаяния намеревается и хочет исправиться, но после впадает в те же грехи, оправдывая себя человеческой слабостью. Пусть такой человек испытает свою совесть, справедливо ли его оправдание. На самом ли деле он никак не мог устоять против греха? Предпринимал ли со своей стороны все усилия, воспользовался ли всеми данными ему советами, чтобы избежать греха? Например, виновный в пьянстве и разврате старался ли всеми способами удалиться от тех мест и сообществ, где много соблазна к этим грехам; приводил ли на память заповеди Божий, суд Божий, угрожающий пьяницам и блудникам? Привыкший обманывать вспоминает ли при своих действиях о Боге, праведном и любящем правду и видящим не только наши дела, но и мысли и сердце? И во время самого искушения, если кто чувствовал немощь своих сил, обращался ли он с крепкой молитвой к Господу, просил ли Его благодатной помощи, укрепляющей наши слабые силы, взывал ли к Нему от сердца со слезами: «Помилуй мя, Господи, яко немощен семь; исцели мя, Господи!» Святой апостол говорит, что верен Бог, Он не попустит нам искуситися паче, еже можем. Если ты искренно и твердо решился избегать греха, то с верой и усердием проси у Господа помощи. Он, желающий нашего спасения, не оставит нас; и то, что теперь нам кажется трудным и невозможным, при помощи благодати Его, станет для нас возможным. Спаситель говорит, что невозможное для людей возможно для Бога. Аминь.

Использован материал сайта azbyka.ru

Подготовила Елена Дивинская

31.01.2020