В НЕДЕЛЮ ШЕСТНАДЦАТУЮ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

 

Проповедь протоиерея Родиона Путятина

 

 

Один человек, отправляясь в дальний путь, призвал рабов своих и поручил им свое имение: одному дал пять талантов, другому два, третьему один. Первый пошел, пустил свои деньги в оборот и приобрел пять талантов прибыли. То же сделал и другой и получил соразмерную талантам выгоду. Но третий, которому дан был один талант, пошел и закопал в землю серебро господина своего. Спустя несколько времени господин возвращается и требует рабов к отчету. Пришел первый и говорит: я получил от тебя пять талантов, вот тебе другие пять, которые я приобрел ими. Пришел второй и сказал: я получил от тебя два таланта, вот еще два, мною приобретенные. Довольный господин отвечал им: хорошо! В немногом вы были мне верны, над многим вас поставлю; внидите в радость вашего господина. Но вот пришел и третий, получивший один талант и с видом робости и некоторого негодования доносит: господин мой, я знаю тебя, что ты человек расчетливый и строгий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал. И потому я пошел и скрыл талант твой в земле, а теперь вынул его, и вот тебе твое. Огорченный господин отвечал: раб лукавый и ленивый! Надлежало бы серебро мое отдать купцам, и я, возвратясь, получил бы его с прибылью. Возьмите у него талант, сказал он слугам своим, а непотребного раба – бросьте во тьму кромешную: там будет плач и скрежет зубов. Вот вся ныне прочитанная притча. Какой же смысл заключается в ней?

Вот какой: господин, раздатель талантов, есть Бог; таланты – это способности, силы, имение: все это у нас Божие, а не свое, все это поручено нам только на время. На Страшном Суде мы дадим отчет Богу, как и на что все это употребили. Мы таланты пускаем в оборот – когда эти способности, эти силы и имение употребляем на пользу ближних. Кто живет для одного себя, тот закапывает свои таланты в землю. Тьма кромешная, куда брошен ленивый раб, есть тот страшный ад, где будут мучиться грешники. Вот смысл настоящей притчи.

Итак, не будем зарывать наши таланты в землю: сколько есть у нас сил, будем помогать ближним, и последний талант, какой нам дан, пустим в оборот; что мы употребляем на себя, то может погибнуть, а что употребляем на других, то навечно останется нашим. Не забудьте, что Бог на Страшном Суде спросит у нас отчета именно в том, сколько мы пользы сделали нашим ближним, сколько прибыли принесли другим. Тот не спасает своей души, кто, заботясь о своем спасении, забывает ближних. Спасай других, если хочешь спасти себя; давай временное счастье ближним, если хочешь насладиться счастьем вечным; уделяй земные блага другим, если хочешь вкушать блага небесные.

Тьма кромешная назначена тому, кто невнимателен к своим ближним; нестерпимый плач ожидает того, кто попускает плакать ближних; вечный огонь ожидает того, кто холоден к другим. И евангельский богач попал в ад именно за то, что сам пировал и веселился, а Лазарь пред вратами его лежал без всякого пособия. Нельзя отговориться тем, что мы сами мало имеем: что имеем, то и дадим для приращения – не для временного, а вечного. И третий раб один только имел талант, однако же за то, что скрывал его без пользы, выброшен во тьму кромешную. Имеяй уши слышати да слышит. Аминь.

 

Использован материал с сайта azbyka.ru

Подготовила Елена Дивинская

13.09.2018