ГИМН ИИСУСУ ХРИСТУ 

(проповедь на апостольское чтение)

Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев).



Во дни бо­го­ро­дич­ных празд­ни­ков за Бо­же­ствен­ной Ли­тур­ги­ей чи­та­ет­ся от­ры­вок из По­сла­ния к Филип­пий­цам апо­сто­ла Пав­ла. Это очень из­вест­ное ме­сто – гимн Иису­су Хри­сту, гимн Бо­го­во­пло­ще­нию и его спа­си­тель­ным след­стви­ям. Бог явил­ся во пло­ти, как Че­ло­век, как один из нас. Во­че­ло­ве­че­ние Бо­га бы­ло и оста­ет­ся со­вер­шен­ным От­кро­ве­ни­ем Бо­га лю­дям, от­кро­ве­ни­ем в Сло­ве Бо­жи­ем. От­кро­ве­ни­ем в Сло­ве не про­сто ска­зан­ном и да­же не в Сло­ве на­пи­сан­ном, но в Сло­ве, во­пло­щен­ном в ве­ли­чай­шей Лич­но­сти, в Бо­го­че­ло­ве­ке Иису­се из На­за­ре­та, ро­див­шем­ся от Де­вы Ма­рии, жив­шем сре­ди нас, учив­шем, стра­дав­шем, рас­пя­том, вос­крес­шем и воз­не­сен­ном к Небес­но­му пре­сто­лу, от­ку­да Он и со­шел на зем­лю через Пре­свя­тую Де­ву. Вот это, по­вер­нув­шее весь ход ми­ро­вой ис­то­рии, со­бы­тие, и от­ра­жа­ет один из са­мых древ­них цер­ков­ных гим­нов.

Гимн де­лит­ся на две ча­сти. В пер­вой из них вос­пе­ва­ет­ся Иисус Хри­стос как во­пло­щен­ный Сын Бо­жий, Ко­то­рый, «бу­дучи в об­ра­зе Бо­жи­ем», – то есть пре­мир­но су­ще­ству­ю­щим в Бо­же­ствен­ной веч­но­сти и в Бо­же­ствен­ном ве­ли­чии, – «не счёл для Се­бя хи­ще­ни­ем быть рав­ным Бо­гу». То есть не по­чи­тал для Се­бя чем-то чуж­дым то ра­вен­ство Бо­гу, ко­то­рое на­до бы­ло бы до­сти­гать пра­вед­ным или непра­вед­ным уси­ли­ем. Ина­че го­во­ря, Он был, есть и оста­ет­ся Бо­гом. «Но, как на­пи­са­но: не ви­дел то­го глаз, не слы­ша­ло ухо, и не при­хо­ди­ло то на серд­це че­ло­ве­ку, что при­го­то­вил Бог лю­бя­щим Его» (1Кор.2:9), – «Бог явил­ся во пло­ти» (1Тим.3:16). Бо­лее то­го, Сын Бо­жий «Се­бя сми­рил (ума­лил, уни­чи­жил; по-сла­вян­ски– ис­то­щил), при­ня­в о­браз ра­ба, быв в по­до­бии че­ло­ве­че­ском». Сво­бод­ным во­ле­изъ­яв­ле­ни­ем Он «сми­рил Се­бя», от­дал Се­бя дру­гим, от­дал всем нам то, что при­над­ле­жа­ло Ему, и че­го у нас не бы­ло и быть не мог­ло. Он при­нял на се­бя по­ло­же­ние ра­ба, сде­лал­ся по­доб­ным лю­дям.

Воз­мож­но, эти сло­ва гим­на у неко­то­рых чи­та­те­лей вы­зо­вут недо­уме­ние. Раз­ве Хри­стос от­ка­зал­ся от Сво­ей бо­же­ствен­но­сти, по­гру­зив­шись в пол­ную стра­да­ний че­ло­ве­че­скую жизнь? Нет! Име­ет­ся в ви­ду то, что Он, оста­ва­ясь Бо­гом, от­ка­зал­ся ис­поль­зо­вать свою Власть, при­су­щую Ему по бо­же­ству. Он со­зна­тель­но и доб­ро­воль­но огра­ни­чил Се­бя, сми­рив­шись «до смер­ти», да­же до «смер­ти крест­ной». Крест­ная смерть – это край­нее про­яв­ле­ние спа­си­тель­но­го са­мо­от­ре­че­ния жи­ву­ще­го в небес­ной сла­ве Гос­по­да. Имен­но смерть на Кре­сте апо­стол Па­вел по­ни­ма­ет как про­яв­ле­ние бо­же­ствен­ной си­лы и бо­же­ствен­ной пре­муд­ро­сти (1Кор.1:24). В этом бо­же­ствен­ном «ис­тощании» («ума­ле­нии») – ре­ша­ю­щее со­бы­тие на­ше­го спа­се­ния.

Как труд­но по­нять и при­нять это лю­дям, ко­то­рые по­ла­га­ют­ся на успех, до­сти­га­емый зем­ной вла­стью и си­лой.

Но Пре­муд­рость Бо­жия не по­хо­жа на муд­рость че­ло­ве­чес­кую. Иисус Хри­стос учил: «Вы зна­е­те, что у всех на­ро­дов те, ко­го счи­та­ют за пра­ви­те­лей, ве­дут се­бя как гос­по­да, и вель­мо­жи их по­ка­зы­ва­ют свою власть. Но ме­жду ва­ми пусть бу­дет не так! Но кто меж­ду ва­ми хо­чет сде­лать­ся ве­лик, пусть бу­дет вам слу­гой; и кто меж­ду ва­ми хо­чет быть пер­вым, пусть бу­дет вам ра­бом. Ибо и Сын Че­ло­ве­че­ский не для то­го при­шел, чтобы Ему слу­жи­ли, но чтобы слу­жить и от­дать жизнь Свою как вы­куп за мно­гих (или: для ис­куп­ле­ния мно­гих)» (Мк.10:42-45).

Вот и се­го­дняш­нее апо­столь­ское чте­ние от­кры­ва­ет­ся сло­ва­ми: «В вас долж­ны быть те же чув­ство­ва­ния, ка­кие и во Хри­сте Иису­се». Апо­сто­лу Пав­лу при­над­ле­жат так­же па­ра­док­саль­ные с точ­ки зре­ния здра­во­го смыс­ла сло­ва: «Ко­гда я немо­щен, то­гда си­лен» (2Кор.10:10), ибо Иисус Хри­стос ска­зал ему о Се­бе:«Си­ла Моя со­вер­ша­ет­ся в немо­щи» (2Кор.10:9). В этих сло­вах – от­звук иной муд­ро­сти, не «муд­ро­сти» че­ло­ве­че­ско­го гре­ха, а муд­ро­сти Бо­жи­ей.

Ес­ли пер­вая часть гим­на го­во­рит о во­пло­ще­нии и спа­си­тель­ной сме­р­ти Иису­са Хри­ста, то его вто­рая часть – весть о спа­си­тель­ном Вос­кре­се­нии и Воз­не­се­нии Спа­си­те­ля. «Бог пре­воз­нес Его». За­ме­тим: не про­сто «воз­нес», а «превоз­нес». Иисус из На­за­ре­та стал Пре­возне­сен­ным! Та­кой необы­чай­ный ста­тус в Вет­хом За­ве­те мог иметь толь­ко Бог. Ныне эта честь да­на Хри­сту. Она от­ра­жа­ет­ся так­же в да­ро­ван­ном Ему Име­ни, ко­то­рое вы­ше всех зем­ных имен. Это мо­жет быть толь­ко Имя Бо­жие.

Че­ло­ве­ку да­ро­ва­но Имя Бо­жие, ко­то­ро­му по­кло­ня­ет­ся вся­кое ко­ле­но небес­ных, то есть ан­ге­лов, зем­ных, то есть оби­та­те­лей зем­ли, и пре­ис­под­них, то есть­ душ по­чив­ших. «И вся­кое со­зда­ние, на­хо­дя­ще­е­ся на небе и на зем­ле, и под зем­лей, и на мо­ре, и всё, что в них, – слы­шал я, – го­во­ри­ло: "Си­дя­ще­му на пре­сто­ле и Агн­цу бла­го­сло­ве­ние и честь, и сла­ва и дер­жа­ва во ве­ки ве­ков!"» (Откр.5:13).

Вся­кий язык бу­дет ис­по­ве­дать, что Имя Бо­жие от­ныне неотъ­ем­ле­мо при­над­ле­жит Иису­су Хри­сту, Сы­ну Бо­жию и Спа­си­те­лю. Имя это – Гос­подь (греч. Ки­риос, лат. Dominus)!

Ко­гда же про­изой­дет по­кло­не­ние всех сил? Ко­гда раз­даст­ся ис­по­ве­да­ние всех язы­ков (на­ро­дов)? Окон­ча­тель­но это про­изой­дет в кон­це вре­мен, ко­гда для всех станет ви­ди­ма сла­ва Иису­са Хри­ста, и они при­со­еди­нят­ся к ис­по­ве­да­нию Иису­са Гос­по­дом.

Ныне же Его сла­ва и вла­ды­че­ство еще скры­то от ми­ра. Толь­ко ве­ру­ю­щие зна­ют, что со Хри­стом уже про­изо­шла сме­на ве­ков, уже при­шло Цар­ство Бо­жие. Толь­ко ве­ру­ю­щие упо­ва­ют на то, что, со­кры­тое ныне, без­гра­нич­ное вла­ды­че­ство Хри­ста, од­на­жды станет яв­ным для все­го ми­ра во сла­ву Бо­га От­ца. Толь­ко ве­ру­ю­щие зна­ют: «Ес­ли ты ис­по­ве­да­ешь уста­ми тво­и­ми Иису­са Гос­по­дом и уве­ру­ешь, что Бог воз­двиг Его из мерт­вых, – ты бу­дешь спа­сён!» (Рим.10:9).

Использован материал сайта azbyka.ru

Подготовила Елена Дивинская

20.07.2019