НЕДЕЛЯ 28-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ

Неделя святых Праотец

 

Митрополит Савва (Грыцуняк)

 

 

Сегодняшнее воскресенье посвящено святым Праотцам, а следующее будет посвящено памяти святых Отцов. Так установлено для того, чтобы показать, что Христос по плоти является человеком и нашим братом.

Приближается великий праздник нашей веры — день Рождества Христова и наша Мать — Святая Церковь — заботливо подготавливает нас к этому дню. С недавнего времени в наших храмах уже слышится дивная песнь: «Христос рождается, славите! Христос с небес — встречайте! Христос на земле — возноситесь!». В сегодняшнем же апостольском чтении о Христе слышим: «в Нем мы имеем искупление кровью Его и прощение грехов», «Он есть глава тела Церкви, Он — начало, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство». Святая Православная Церковь готовится встречать Того, о котором апостол Павел говорит: (Он), «придя, благовестил мир вам, дальним и близким; потому что через Него и те и другие имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак, вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу» (Еф. 2,17-19). Во истину, Иисусом Христом, пришедшим в мир, Его воплощением мы получаем возможность пребывания среди святых.

Главою нашей Церкви является Христос. Он оставил нам Свое учение, стоящее выше каких бы то ни было иных философских и религиозных течений и направлений. Оно предназначено для людей всех времен и народов. Оно способно всех удовлетворить и утешить. Это учение является той правдой, которой жаждет человеческий разум.

Правда Христова не всеми однако принята. Встречаются люди, считающие христианство простым собранием истин, которые должны открыть нам смысл существования нашего мира. Между тем христианство — это не только истины, удовлетворяющие наш интерес, не только параграфы, регулирующие нашу жизнь. Христианство — это сама жизнь. Жизнь с Богом и для Бога. Оно учит нас, как жить во Христе, учит нас самого существования здесь на Земле. В наших взаимоотношениях учит нас любви; а любовь — это жизнь. Ненависть и злоба, как говорит апостол Иоанн, это смерть. Православие — это встреча с Богом. И решение идти за Христом, особенно в наши трудные дни, это утвердительный ответ на вопрос: хочешь ли?

И вот невольно приходят на мысль слова иудеев, обращенные к Иоанну Крестителю: Кто ты? Понятно, что ответить на этот вопрос нелегко, ибо касается он не нашего происхождения, занятия или положения в обществе. Невольно, как бы с трудом, мы говорим: я — слабое, временно живущее существо. Не так давно нас не было, перед нами жили миллионы людей, миллионы живут сегодня и будут жить после нас и мы их не знаем. Прав был ветхозаветный мудрец, когда писал: «Много трудов предназначено каждому человеку, и тяжело иго на сынах, Адама, со дня исхода из чрева матери их до дня возвращения к матери всех. Мысль об ожидаемом и день смерти производит в них размышления и страх сердца» (Сир.40:1-2). Об этом мы думаем неохотно, отбрасывая от себя эти мысли. Часто возникающий вопрос, «кто мы?», вызывает у нас недовольство, так как мы считаем себя кем-то большим, чем являемся в сущности.

В мире, как говорит апостол Павел, все проходит, а душа наша вечна, способна к бессмертной жизни. Очень красиво об этом говорит Климент Александрийский: «На Божьих лугах являемся травой. Но не на то существуем, чтобы после уборки пойти в огонь. Должны мы быть растением полезным». Мы живем во времени, но предназначены к вечности и всегда должны это осознавать.

Святой Иоанн Креститель сказал о Христе: «Стоит среди Вас Некто, которого вы не знаете» (Ин.1:26). Проходит двадцать веков, Иисус стоит среди нас и говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет» (Мк. 16,16). Но, увы, мир не знает и не хочет знать Его. Со скорбью припоминаются евангельские слова: «Свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет» (Ин.3:19).

Среди всего богатства русской религиозной живописи есть одно особенное полотно — картина кисти Иванова-Крамского «Христос в пустыне». На ней изображены разбросанные в беспорядке темные, обожженные солнцем камни. На одном из камней в священной и грустной задумке сидит Христос. В Его любящем взоре таится великая скорбь. Он один среди угрюмой, дикой пустыни. Своим божественным взором он ясно видит, что Его небесная проповедь часто будет отзываться в сердцах людей «гласом вопиющего в пустыне» (ср. Пс.40:3; Мф.3:3; Мк.1:3; Лк.3:4; Ин.1:23). Эти в беспорядке разбросанные камни напоминают Христу иссохшие, окаменевшие сердца людей…

О, как же часто это одиночество Христово повторялось в предшествующие времена, повторяется оно и теперь… Не чувствуем ли мы, что правда Христова часто остается в пустыне и называющие себя христианами бегут от нее?

Его проповедь о том, что законами неба можно изгнать неправду с лица земли, что можно достичь Царствия Небесного, часто не находит отклика в сердцах христиан. Но скажем словами Иоанна Предтечи: «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф.3:9). Будем верить, что и наши окаменевшие духовно сердца Он смягчит при нашей живой вере настолько, что они смогут воспринять благодать Христову и стать храмом Святого Духа. Будем стремиться к познанию Христа и к восприятию Его спасительной благодати, ибо в Нем наша жизнь.

Говорят об Иисусе из Назарета как о мудреце, приятеле людей, о Его возвышенном учении, но не знают Его как Искупителя и посредника между Богом и людьми. Несчастны те люди, которые не имеют веры. Без нее не могут приблизиться к Богу, познать и испытать Его. Таким людям легче быть сынами тьмы, нежели сынами света. Апостол Павел велит нам радоваться. Но возникает вопрос: возможно ли радоваться сынам света, когда на их пути встречаются различные испытания: убожество, страдания, лишения и т. д. И вот тот же апостол дает ответ: «Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом» (Фил.4:6). Среди жизненных невзгод у нас одна дорога — к Богу. В Нем наше спасение, в Нем наше счастье. Ничто на земле не в силах дать человеку такой радости, как радость от общения с Богом, ощущение Его присутствия. Мы должны понимать, что все остальное — временно, зыбко, кратковременное, заканчивается и не может быть названо счастьем.

Сын Божий приготовил для нас великий праздник веры и дал возможность получения счастья не призрачного, а истинного и вечного. Он приглашает нас идти за Ним, но одновременно предупреждает, что многие не услышат Его голоса. Говорит как бы с болью: «много званых, а мало избранных» (Мф.22:14).

Христос всегда с нами, хранит и защищает нас от бурь и напастей житейских. Его всесильная десница всюду сопутствует нам. Его Божественная чудотворная сила, веками господствовавшая, и ныне проявляется в Святой Церкви. Апостол Павел вещает: «Христос — жизнь наша» (ср. Кол.3:4). Здесь всего три слова, но сколько смысла заключается в них! Лаконично выражают они сокровенную тайну христианской веры, которая возрождает и спасает каждого человека, каждую человеческую душу. И так, без Христа нет христианской жизни, невозможно и достижение Царства Небесного. Поэтому блажен тот, кто обращает свой взор к тихому «невечернему» свету Христову и просвещается им, ибо по словам апостола любви «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин.5:12).

Без креста нет жизни. Сколько нас, столько и крестов. Мучают ли нас болезни, лишения, испытания, пугаемся ли мы мыслей о смерти — все это требует от нас много сил и энергии. Мы хотим на кем-то опереться. Кто нам поможет? Разве мир? Ведь он каждый день меняется, как сказал апостол: «проходит образ мира сего» (1 Кор.7:31). Разве человек? Ведь самый верный друг и тот порой отворачивается от нас в минуты нашего горя.

Духовную поддержку дает нам Святая Церковь, преподавая нам Слово Божье, дает нам Христос, Который сказал: «Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф. 28,20). Это Он взывает: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою вас» (Мф.11:28).

Христианин — это другой Христос. Иначе: христианин — это жизнь во Христе, не только на словах, но и на деле. Быть христианином — великая честь. Только дорога проложенная Призвавшим нас ведет в Царство Небесное. По ней шли сотни святых, шли наши братья и отцы, нередко отдавая жизнь за святое Православие. Пойдем же и мы этим путем, помня о том, что наш Божественный Учитель пребывает «с нами во вся дни до скончания века». Аминь.

 

Использован материал сайта azbyka.ru

Подготовила Елена Дивинская

28.12.2019