Верим, надеемся, любим…

фыв

Сентябрь богат календарными событиями, а по­след­ний день – 30 сен­тяб­ря по но­во­му сти­лю – до­стой­ное его за­вер­ше­ние! Он из­ве­стен всем бла­го­да­ря па­мя­ти че­ты­рех рим­ля­нок, име­на ко­то­рых но­сят мил­ли­о­ны пред­ста­ви­тель­ниц луч­шей по­ло­ви­ны че­ло­ве­че­ства во всём ми­ре. Ис­то­рия этих христианских му­че­ниц – вдо­вы Со­фии и трех её до­че­рей: две­на­дца­ти­лет­ней Ве­ры, де­ся­ти­лет­ней На­деж­ды и де­вя­ти­лет­ней Лю­бо­ви – от­но­сит­ся ко вре­ме­ни им­пе­ра­то­ра Адри­а­на (117–138 гг.).

Пре­сле­до­ва­ние хри­сти­ан, счи­тав­ших­ся «вра­га­ми на­ро­да», или «дис­си­ден­та­ми» (это из­на­чаль­но ре­ли­ги­оз­ный тер­мин!), толь­ко лишь за от­каз воз­да­вать по­че­сти ми­фо­ло­ги­че­ским бо­гам, в ко­то­рых се­рьез­но ма­ло кто ве­рил, бы­ло де­лом ру­тин­ным, и су­деб­ные ак­ты в боль­шин­стве слу­ча­ев не со­хра­ни­лись. Цер­ков­ные пи­са­те­ли фик­си­ро­ва­ли до­шед­шие до них крат­кие све­де­ния, ча­сто об­рас­тав­шие фан­та­сти­че­ски­ми по­дроб­но­стя­ми, из ко­то­рых сла­га­лись позд­нее «Жи­тия свя­тых».

За­по­до­зрен­ные в при­над­леж­но­сти к хри­сти­ан­ству, рим­ляне долж­ны бы­ли до­ка­зать свою ло­яль­ность в при­сут­ствии су­деб­ных вла­стей. Для это­го тре­бо­ва­лось лишь бро­сить несколь­ко зё­рен ла­да­на на ал­тарь обо­жеств­ляв­ше­го­ся им­пе­ра­то­ра и от­речь­ся от Хри­ста, хо­тя бы чи­сто «внешне», на сло­вах. Ни­кто не по­ку­шал­ся на внут­рен­нюю ве­ру че­ло­ве­ка, и ин­диф­фе­рент­ные рим­ляне, счи­тав­шие этот акт про­стой граж­дан­ской фор­маль­но­стью (как обя­за­тель­ное при­сут­ствие у нас рань­ше на парт­со­бра­нии, где мож­но бы­ло дре­мать или чи­тать кни­гу), не мог­ли по­нять при­чин от­ка­за, за ко­то­рым сле­до­ва­ли уве­ще­ва­ния, пыт­ки и смерть.

Од­ни­ми из та­ких «нера­зум­ных упря­миц» и бы­ли на­ши свя­тые. Пре­да­ние рас­ска­зы­ва­ет об их бес­страш­ном ис­по­ве­да­нии Иису­са Хри­ста пе­ред са­мим им­пе­ра­то­ром и по­сле­ду­ю­щих страш­ных му­че­ни­ях, ко­то­рым бы­ли под­верг­ну­ты толь­ко де­воч­ки. Их укла­ды­ва­ли на рас­ка­лён­ную же­лез­ную ре­шет­ку, по­ли­ва­ли ки­пя­щей смо­лой и би­ли пал­ка­ми, при­вя­зав к усе­ян­но­му ши­па­ми ко­ле­су. Му­чи­те­ли зна­ли, что со­хра­няв­шая внеш­нее спо­кой­ствие и обод­ряв­шая сво­их до­че­рей мать ис­пы­ты­ва­ла ещё бо­лее невы­но­си­мые стра­да­ния. На­ко­нец му­че­ни­цы, плоть ко­то­рых бук­валь­но рас­па­да­лась, бы­ли обез­глав­ле­ны.

Па­ла­чи да­же от­пу­сти­ли Со­фию на сво­бо­ду, поз­во­лив ей взять для по­гре­бе­ния те­ла до­че­рей. Про­ве­дя в скор­би три дня у их мо­ги­лы, она скон­ча­лась. Это про­изо­шло око­ло 137 го­да. Мо­щи свя­тых му­че­ниц со­хра­ни­лись, и в 777 го­ду па­па Рим­ский Адри­ан I пе­ре­дал их в Страс­бург (Эль­зас), где они по­ко­ят­ся в ка­мен­ной гроб­ни­це церк­ви аб­бат­ства Эшо.

Име­на свя­тых глу­бо­ко сим­во­лич­ны: Ве­ра, На­деж­да и Лю­бовь – это на­име­но­ва­ние трёх ос­нов­ных бо­го­слов­ских доб­ро­де­те­лей хри­сти­ан­ства, ко­то­рым по­кро­ви­тель­ству­ет Со­фия, что зна­чит «Муд­рость». Они воз­во­дят че­ло­ве­ка из пле­на при­род­ной необ­хо­ди­мо­сти в цар­ство нрав­ствен­ной и ин­тел­лек­ту­аль­ной сво­бо­ды и при­от­кры­ва­ют ему за­ве­су веч­но­сти. В этом – глав­ное от­ли­чие че­ло­ве­ка от «бра­тьев его мень­ших».

«Лю­бовь ни­ко­гда не пе­ре­ста­ёт, хо­тя и про­ро­че­ства пре­кра­тят­ся, и язы­ки умолк­нут, и зна­ние упразд­нит­ся. …Те­перь мы ви­дим как бы сквозь туск­лое стек­ло, га­да­тель­но, то­гда же ли­цом к ли­цу… Те­перь же пре­бы­ва­ют эти три: ве­ра, на­деж­да, лю­бовь; но большая из них – лю­бовь», – пи­шет апо­стол Па­вел в сво­ем зна­ме­ни­том «Гимне люб­ви» (1Кор.13 гл.). Поль­зу­ясь воз­мож­но­стью, хо­чу по­здра­вить с днем Ан­ге­ла всех, чьи зна­ме­на­тель­ные име­на за­став­ля­ют нас вспом­нить о его выс­шем пред­на­зна­че­нии и при­да­ют си­лы в борь­бе с жи­тей­ски­ми невзго­да­ми.

Лит.: Из­воль­ский С. Жизнь и стра­да­ния св. му­че­ниц Ве­ры, На­деж­ды, Люб­ви и ма­те­ри их Со­фии. Рас­сказ в сти­хах. М., 1867; Де­ни­сов Л. (сост.). Жизнь и стра­да­ния св. му­че­ниц Ве­ры, На­деж­ды, Люб­ви и ма­те­ри их Со­фии. При­ло­же­ние: хри­сти­ан­ские доб­ро­де­те­ли ве­ра, на­деж­да, лю­бовь по уче­нию св. от­цов Церк­ви. М., 1914; Дья­чен­ко Г., прот. Уро­ки и при­ме­ры хри­сти­ан­ской ве­ры, на­деж­ды и люб­ви (опыт ка­те­хи­зи­че­ской хре­сто­ма­тии). М., 1903.

Юрий Ру­бан,

канд ист. на­ук, канд. бо­го­сло­вия

 

Использован материал с сайта azbyka.ru