ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
(Вербное Воскресенье)

Вход Господень в Иерусалим. Синай, вторая пол. XII в.

Вход Господень в Иерусалим. Синай, вторая пол. XII в.

Много людей празднуют праздники и знают их названия,
но не знают причин, почему они установлены"
(св. Иоанн Златоуст)

Вход Господень в Иерусалим (Неделя Ваий или Цветоносное воскресение) – праздник, который напоминает о прибытии Иисуса Христа в Иерусалим за несколько дней до начала Пасхи.

Накануне, в субботу произошло событие, описанное в 11-й главе Евангелия от Иоанна – воскрешение праведного Лазаря.  Имя Лазарь  (ивр.: אליעזר –  Элиэзе́р) в переводе с иврита означает «мой Бог помог».  Иисус Христос воскресил Лазаря спустя четыре дня после смерти, и это явилось доказательством Божественной силы Спасителя, а также образом будущего воскресения мертвых. Многие люди, услышав об этом, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. После воскрешения Лазарь жил еще 30 лет, был епископом на острове Кипр, где  распространял христианство, и там же мирно почил.

Святые мощи епископа Лазаря были обретены в Кити (современная Ларнака). Они лежали в мраморном ковчеге, на котором было написано: “Лазарь Четверодневный, друг Христов”. Византийский император Лев Мудрый (886-911) повелел в 898 году перенести часть мощей святого Лазаря в Константинополь и положить в храме во имя праведного Лазаря.

Вход Господень в Иерусалим или Вербное воскресение - двунадесятый праздник, отмечается Церковью за Неделю до Святой Пасхи. Это день памяти о торжественном прибытии в древний город Иисуса Христа накануне Его крестных страданий.

Господь въехал в город на молодом ослике. Толпы народа, наслышанного о чудестном воскрешении Лазаря, приветствовали Христа, постилая на дороге свои одежды и ветви деревьев. Они торжественно восклицали: «Осанна Сыну Давидову! Благословен Грядущий во имя Господне!» Так у древних евреев было принято встречать царей и победителей. Но это событие предшествовало грядущим страданиям Христа. Скоро эти же люди будут кричать Пилату: “Распни, распни Его!” (Лк.23:21).

“Осанна” - греческое произношение еврейского “хошана” -”спаси же”. В одном из торжественных слов на праздник Входа Господня в Иерусалим святитель Иоанн Златоуст говорит: “Осанна в вышних, то есть “спаси Ты, Который в вышних” - вверху спасение, а внизу человеколюбие”.

Праздник Входа Господня в Иерусалим символически означает Второе Пришествие Христа. В Своем Первом Пришествии на землю Он явил Себя человечеству как Искупитель и Спаситель, во Втором придет как Царь мира и Судья.

Распускающиеся ветви являются знаком победы Христа над смертью. Они напоминают о будущем воскресении из мертвых всех нас. А еще ветви вербы символизируют ростки добродетелей, которыми и до́лжно встречать Господа. Добродетели эти заповеданы нам Иисусом Христом в Нагорной проповеди, о них напоминают нам на каждой Литургии. Потрудиться над их приобретением должен каждый христианин, желающий достойно встретить праздник.

Использован материал из книги:

В. И. Долгопалец

“Круг жизни. Путешествие по Святой земле”

Изобразительный ряд  с сайта:

https://azbyka.ru

                                                                                                                                                                                                                                        

Редакционная коллегия Приходского совета. Материал подготовила Елена Дивинская.

08.04.2017 г.