СВЯТЫЕ ПОКРОВИТЕЛИ

СОБОР АРХИСТРАТИГА БОЖИЯ МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ.

Архангел Михаил

Дни памяти:

8 ноября (21 ноября новый стиль) – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных (празднование установлено в начале IV века).
6 сентября (19 сентября новый стиль) – воспоминание о чуде архангела Михаила в Хонех.

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Празднование установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.

Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) — в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым», ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит «день осмый», и тогда «приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним» (Мф. 25, 31).

Чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.

В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней. После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания. За Херувимами — предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.

Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти. Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.

Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество. Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.

В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена.

Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.

Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.

Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем. Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения.

Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.

Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского — «кто как Бог») — верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами. А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: «Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!» По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян.

Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях. Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 — 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар. 19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков — Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан. 3, 92 — 95). По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8). Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9). Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик). С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян ... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: »сей ми возбрани пойти на Великий Новгород"". Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига.

Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы — храм-усыпальница в Кремле — посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них — икона «Благословенное воинство» — написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины — князья русские — изображены под предводительством Архистратига Михаила. Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил — крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил — врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил — огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил — молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил — славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил — раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил — возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения: Михаил — попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил — с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, пли со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил — держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил — в поднятой правой руке — обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил — в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди. Иегудиил — в деснице держит золотой венец, в шуйце — бич из трех красных (или черных) вервий. Варахиил — на его одежде множество розовых цветов. Иеремиил — держит в руке весы. Святый Архангеле Божий Михаиле, отжени от нас молниеносным мечом твоим духа лукавого, искушающего нас. О великий Архистратиже Божий Михаиле — победитель демонов! Победи и сокруши всех врагов наших, видимых и невидимых, и умоли Господа Вседержителя, да спасет и сохранит нас Господь от всех скорбей и от всякия болезни, от смертоносныя язвы и от напрасныя смерти, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

О РОЛИ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

Архангел Михаил считается покровителем воинов, сражающихся за правое дело. Почитается он как защитник всех православных христиан от видимых и невидимых врагов и злых духов, как помощник в печали и хранитель спящего человека. К архангелу Михаилу также обращаются с молитвами об исцелении (это связано с почитанием архангела Михаила как победителя злых духов, которые в христианстве считались источником болезней), ему также молятся при входе в новый дом и при освящении дома. Михаил, исходя из приписываемой ему роли на Страшном суде, стал также почитаться как защитник душ умерших.

Архангел Михаил часто изображается в воинских доспехах с копьем или мечом в руке, потому что и после победы в этой битве архистратиг не перестает бороться за славу Бога и за дело спасения человеческого рода. И, согласно, Откровению Иоанна Богослова во время последней битвы небесных и дьявольских сил Михаил и его ангелы опять низвергнут Люцифера вместе с его войском: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали [против них], но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр.12:7-9).

ИСТОРИИ О ЧУДЕСАХ И ЯВЛЕНИЯХ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

До нашего времени в виде легенд и преданий дошли несколько историй о чудесах и явлениях архангела Михаила, наиболее известные из них:

«Чудо в Хонех»

Согласно легенде, во Фригии, недалеко от города Иераполя, был храм, посвященный архангелу Михаилу, построенный одним из жителей города в благодарность за исцеление его дочери водами целебного источника, располагавшегося на том месте. Появление источника и храма при нем было предсказано еще святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом, который проповедовал в тех местах. Источник исцелял не только христиан, но и иноверных. В этом храме в течение 60 лет служил пономарем Архипп Херотопский, прославившийся своей добродетельной христианской жизнью. Язычники, питая злобу к Архиппу, решили уничтожить храм и одновременно убить Архиппа. Для этого они соединили в один поток две горные реки и направили его на храм. Преподобный Архипп пал в церкви на землю и со слезами молился Богу и архангелу Михаилу, чтобы уберечь святое место, не дать врагам погубить святыню. Тогда около храма появился святой Михаил и, ударив жезлом по горе, открыл в ней широкую расселину, куда устремились воды потока, и храм остался неприкосновенным. Место, где совершилось это чудо, получило название Хоны (расселина, отверстие).

«Чума в Риме»

В 590 году в Риме свирепствовала чума. Папа Григорий Великий, проводя торжественное шествие с молебном об избавлении города от эпидемии, увидел на вершине мавзолея Адриана архангела Михаила, вкладывающего свой меч в ножны. После этого начался спад эпидемии. В память об этом событии на вершине мавзолея была установлена его скульптура, а сам мавзолей с X века стал называться замком святого Ангела.

«Спасение Сипонта»

При осаде в 630 году итальянского города Сипонта язычниками архангел Михаил явился в видении епископу этого города и ободрил устрашенных жителей, пообещав им своею помощью победить и изгнать врагов. Предание гласит, что язычники были остановлены и, пораженные его явлением, приняли святую веру. Сипонтийские граждане хотели выстроить церковь во имя архистратига Михаила, но он, вновь явившись епископу, возвестил, что сам уготовил себе храм на горе рядом с городом. Там, в пещере, была обретена вытесанная в камне небольшая церковь. В алтаре ее открылся источник воды, от которого многие получали исцеления, и другие чудеса совершались в той церкви по молитвам святого архистратига Михаила. Это место, известное как город Монте-Сент-Анджело и сейчас привлекает многочисленных паломников.

«Грешница, ставшая святой»

Евдокия, жившая во времена царствования императора Траяна, была удивительной красоты женщиной. Но, как часто бывает, красота не всегда сопутствует целомудрию, Евдокия увлеклась широким путем удовольствий. Через некоторое время она стала очень богата. В одну из ночей Евдокия услышала под своим окном громкое чтение о Страшном Суде, мучении грешников и всеобщем воздаянии. Наутро она призвала к себе монаха, прося научить ее покаянию. Монах научил ее поститься и молиться о своем спасении. Неделю Евдокия провела в своей комнате в плаче и молитве, и в последний день увидела светозарного юношу, который взял ее за руку и вознес на небо. Юноша назвался архангелом Михаилом и рассказал Евдокии о великой радости на небе о покаянии каждого из грешников. Евдокия приняла крещение и посвятила свою жизнь Господу.

«Спасение отрока близ Афонской горы»

Согласно преданию, архангел Михаил спас рядом с Афоном одного юношу, которого злоумышленники хотели утопить, чтобы получить найденную им богатую сокровищницу. В память об этом чуде на Афоне Дохиаром, царедворцем болгарским, был построен храм в честь архангела Михаила, а найденное отроком золото пошло на его украшение.

«Спасение наследника»

Согласно истории, некий богатый человек, узнав, что сын его соседки-вдовы должен получить крупное наследство, задумал его убить. Он оставил его одного в лесу, бросил в море, но юноша благодаря заступничеству архангела Михаила остался невредим. Тогда богач отправил его к своей жене с письмом, в котором просил её погубить отрока, но Михаил заменил письмо требованием немедленно выдать за него дочь богача. Сам богач в конце повествования погиб от собственного меча, который пронзил его, когда тот садился на коня.

«Спасение Новгорода»

Чудо о спасении в 1239 году Новгорода от нашествия войск хана Батыя описано в Волоколамском патерике (первая половина XVI века). Патерик повествует, что Бог и Богородица защитили город явлением архистратига Михаила, запретившего Батыю идти на Новгород. Когда же Батый в Киеве увидел фреску с изображением Михаила, то сказал: «Сейми възбрани поити на Великий Новъгородъ» (этот запретил мне идти на Великий Новгород).

«Чудо о Флоре и Лавре»

По преданию православной церкви, возникшему на Балканах, архангел Михаил обучил мучеников Флора и Лавра искусству управлять лошадьми. Предание оказало влияние на иконографию данных святых - они изображаются с конями, поводья которых держит в руках архангел Михаил.

Сохранилось много историй о том, как архангел Михаил спасал жителей прибрежных селений на островах Эгейского моря во времена расцвета пиратства. Не страшась ничего, пираты грабили селения, сжигали дома, захватывали в плен людей, которых потом продавали в рабство. По горячей молитве жители всегда получали помощь от святого военачальника.

Особенно полюбился пиратам остров Лесбос - богатый и изобильный. Недалеко от селения Мандамадос, некогда возвышался величественный монастырь Святых Небесных Сил бесплотных, время основания которого теряется в глубине веков. Монастырь был хорошо укреплен, пиратам никак не удавалось преодолеть монастырские стены, но жажда наживы была велика, и они поставили себе задачу, во что бы то ни стало попасть в обитель. Выбрав подходящий момент, после зимней тишины монахи находились в беспечности и не ждали нападения, один из пиратов вскарабкался на стену и уже через минуту открыл монастырские ворота. Монахи так и не успели понять, что же произошло, как были все убиты. В живых остался только послушник Гавриил, который и был свидетелем чуда явления архангела Михаила. Грозный воин с огненным мечом заставил бежать пиратов, позабыв про оружие и награбленное.

А Гавриил в благодарности припал к иконе Архангела Михаила, икона на какое-то мгновение преобразилась - лик стал как живой. Гавриил молил архангела Михаила упокоить души братьев и сподобить его изобразить дивный лик, который он увидел минуту назад. Гавриил, смешав белую глину и кровь своих братьев, начал лепить образ небесного заступника, чувствуя помощь и вдохновение. И чудесным образом руки сами собой изваяли образ грозный, но исполненный Божественной благодати. Чудотворная икона Архангела Михаила сохранилась до наших дней в том виде, в котором она была создана послушником. Икона совершенно не пострадала от времени. Иногда глаза Архангела наполняются слезами, благодать творит чудеса с теми, кто прибегает к его образу с верой.

Служители Мандамадосского монастыря трепетно сохраняют легенды о помощи архангела Михаила, здесь и древние истории о том, как он помог с деньгами, которых не хватало на возведение новой церкви, и современные о чудесной помощи уроженцам Мандамадоса в исцелении. Привлекает внимание история о внезапном исчезновении иконы Архангела Михаила из монастыря на целую неделю и чудесном ее возвращении на прежнее место. Это случилось в 1936 году в тот период, когда турки жестоко напали на греческую часть Кипра. Согласно легенде, спустя несколько лет в монастырь приехал мужчина и сразу направился к иконе Архистратига Михаила со словами: «Это мой спаситель!». Когда пономарь монастыря выслушал историю приезжего о боях с турками, он подтвердил, что спасение, несомненно, было от архангела Михаила: «Тогда, во время событий на Кипре, его икона на целую неделю исчезала из храма».

СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ

Святая блаженная Ксения Петербургская

Дни памяти:

24 января (6 февраля новый стиль)
24 мая (6 июня новый стиль) – прославление

«Чужестранка»

Блаженная мать наша Ксения обращалась к Божьей Матери с пламенной молитвой, вступив на подвиг юродства. «Ксения» — значит чужестранка. Так прозвали юную римскую аристократку Евсевию, которая сбежала из отчего дома в греческий монастырь. Прозвище стало иноческим именем, а после канонизации преподобной Ксении Римлянины вошло в Святцы. В самом наименовании древней подвижницы «чужестранкой» звучит неприязнь, которую она выносила от тех, кто придумал это прозвище. На самом деле, каждый настоящий подвижник действительно «чужестранец» для этого мира. Он — житель небесной Отчизны. Такой стала и наша святая, приняв на себе образ юродства Христа ради. Костюм мужа и имя его «Андрей Федорович» Блаженная носила до тех пор, пока он не истлел. Потом, опять назвавшись Ксенией, она надела холщовую красную юбку и зеленую кофту и носила их до самой своей кончины. Ей не раз давали теплую одежду, но в тот же день она передавала «обновку» кому-нибудь из бедноты. На чудесной иконе, которая лежит в часовне на аналое, мы видим Блаженную именно в таком виде — простой бабушки. Но лик ее просветлен. Но художники того времени старались передать весь внешний ужас ее подвига — растрепанные, нерасчесанные седые волосы, выбивающиеся из-под платка, рваная и грязная одежда, огромные, распухшие ступни ног, лицо, обезображенное глубокими морщинами. Да, такой и была при жизни блаженная Ксения. Сорок пять лет она прожила без крова над головой. Спала она прямо на голой земле, ночи на пролет проводя в молитвенном вопле за грешников. Босая, сирая, убогая… и самая сильная, самая близкая, самая верная утешительница, заступница всех, кто нуждался в ее помощи. На современных иконах мы видим именно такой лик — победившего земную тяжесть, земную неприглядность воина Христова — и палка в руках странницы выглядит на иконах как меч духовный. Подвиг блаженной матери нашей Ксении противостоял духу «обмирщения», измене вере отцов, который пытались насадить через неверующих обер-прокуроров Синода, через чиновников разных рангов, через наводнивших страну иностранцев.

Служение блаженной Ксении

Служение блаженной Ксении состояло не только в помощи отдельным людям (кого-то спасти от нужды, кому-то вымолить жениха или невесту, или ребенка, помочь устроиться на службе, в учебе), но и в охранении народного благочестия. Очень многих русских людей блаженная Ксения привела к православной вере и сохранила в ней. И служение это не прекратилось даже после ее смерти в 1802 или 1803 году, в возрасте 71 года. Одно только имя ее возрождает веру в незыблемость православия.

После упокоения праведницы она была похоронена на месте, которая сама определила для погребения. На могилу стал во множестве стекаться православный люд. Каждый посетитель уносил с могильного холмика щепотку земли, от которой, как было замечено, происходили исцеления. Сделали новую насыпь, которую снова разобрали почитатели блаженной Ксении. На насыпь положили могильную плиту, но ее вскоре разобрали на кусочки и разнесли по домам. С новой плитой случилось то же самое. После этого на народные пожертвования, собранные тут же на могилке, была построена первая деревянная часовня, над дверью с наружной стороны которой была сделана надпись: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа. На сем месте положено тело рабы Божьей Ксении Григорьевны, жены придворного певчего, в ранге полковника, Андрея Федоровича. Осталась после мужа 26 лет, странствовала 45 лет, а всего жития 71 год; звалась именем Андрей Федорович. Кто меня знал, да помянет мою душу для спасения своей души. Аминь».

Новая часовня

В 1901 году по проекту архитектора А. А. Всеславина над могилой блаженной Ксении началась постройка новой каменной часовни в русском стиле. Завершено строительство было в 1902 году. В изголовье мраморной гробницы был поставлен иконостас из мрамора и висел мозаичный образ Распятия, перед которым горела неугасимая лампада. На стенах висело множество икон. После революции и начавшихся гонений на церковь, «двадцатка» Смоленской церкви и священники подписали с Василеостровским Советом рабочих депутатов договор об аренде часовни. Среди имен, подписавшихся под этим документом, имя настоятеля — протоирея Алексея Западалова. Именно он отпевал Александра Блока и над могилой поэта прочел стихотворение «Девушка пела в церковном хоре». Впоследствии священник принял мученическую кончину в Свирьлаге. В 1940 году часовню закрыли, но люди не переставали идти к своей заступнице. Во время войны в часовне устроили склад горюче-смазочных материалов, надгробие разобрали, иконы сожгли. После войны, в 1946 году, было получено разрешение на открытие часовни. Отсыревшее, оскверненное здание было отреставрировано, начали служить панихиды. В 1960 году часовню опять закрыли, устроили в ней скульптурную мастерскую. Но паломники продолжали идти к Блаженной Ксении. А летом 1988 года состоялась официальная канонизация святой.

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Блаженная Ксения Петербургская всегда помогает тем, кто изнемогает под грузом скорбей и житейских проблем. При жизни своей она тайно участвовала в строительстве церкви Смоленской иконы Божьей Матери в 1794-1796 гг. Прежде чем отправиться к «нашей Ксеньюшке» — народной печальнице, заглянем в этот храм. По внутреннему убранству он очень отличается от многих питерских храмов и больше похож на среднерусские и московские церкви. Он также покрыт ярким орнаментом, а размеры его невелики. В этом храме после революционного разорения были собраны старинные иконы Божьей Матери: Казанская, Всех скорбящих радосте, Милующая, Толгская, Достойно есть. А чудотворная икона Божией Матери Смоленская стоит на своем месте уже два столетия — она точная копия той, перед которой молились первые строители города на болоте. Перед иконой этой молилась и сама блаженная Ксения. И Божия Матерь была ее верной путеводительницей в хождении среди бурь житейского моря. Икона Смоленской Божьей Матери принадлежит к иконописному типу, который сложился в Византии и получил наименование «одигитрия» — путеводительница.

Расписание богослужений

Божественная литургия в храме во имя Смоленской иконы Божией Матери совершается ежедневно в 10 часов утра. В праздничные и воскресные дни совершаются две литургии: ранняя в 7 часов утра и поздняя в 10 часов. Каждый день по окончании литургии — Таинство Крещения. Вечернее богослужение начинается в 6 часов вечера в летнее время и в 5 часов вечера в зимнее. Молебны о здравии и панихиды по усопшим в часовне блаженной Ксении служатся ежедневно с 11 часов утра в будни и с 10 часов утра — в праздники. Часовня открыта для посещений до 5 часов вечера.

Адрес храма Смоленской иконы Божьей Матери, по которому можно отправлять письма и почтовые переводы с записками на молебны и панихиды: 199048, СПБ, Васильевский остров, Камская ул. д. 24, настоятелю протоиерею Виктору Московскому. Адрес: 199048, С.-Петербург, Камская ул., 24. Транспорт: ст. метро «Василеостровская, Приморская»; мрш. К144, К249, авт. 41, 42. Телефон: (812) 321-14-83. В часовне блаженной Ксении Петербургской ежедневно с 10 часов (в воскресенье с 9 ч.) до 17 часов непрерывно, с промежутком в 5-10 минут, служатся молебны святой блаженной Ксении о здравии и заупокойные молитвы.

Маршрут

В какую бы точку земного шара ни попал православный человек, если он пойдет на службу в православный храм, то непременно услышит молитвы, обращенные к святым, известным на весь мир: блаженной Ксении и св. пр. Иоанну Кронштадскому. Паломничество в град на Неве для большинства православных начинается с посещения мест их упокоения на Смоленском кладбище. Оно находится на окраине города, совсем недалеко от побережья Финского залива. Не стоит выбирать проторенный паломническими службами путь, так как придется очень долго идти пешком. До Смоленского кладбища намного удобнее доехать до станции метро — «Приморская». Там, через дорогу от метро виден берег Финского залива. Пройдите в противоположную от залива сторону — через мостик, перекрывающий реку Смоленку, и на левом берегу увидите ограду кладбища. Дойдите до ее середины, до прохода в стене, от которого ведут большие бетонные плиты, и смело вступайте в «приют покоящихся от земных трудов». Широкие плиты выведут вас на главную дорожку кладбища, которая приведет к Смоленскому храму и к часовне.

МУЧЕНИЦЫ ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ И МАТЕРЬ ИХ СОФИЯ

День памяти: 17 сентября (30 сентября новый стиль)

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София

Святые мученицы Вера, Надежда и Любовь родились в Италии. Их мать, святая София, была благочестивой вдовой-христианкой. Назвав своих дочерей именами трех христианских добродетелей, София воспитывала их в любви ко Господу Иисусу Христу.
Святая София и дочери ее не скрывали своей веры во Христа и открыто исповедовали ее перед всеми. Наместник Антиох донес об этом императору Адриану (117 - 138), и тот велел привести их в Рим. Понимая, зачем их ведут к императору, святые девы горячо молились Господу Иисусу Христу, прося, чтобы Он послал им силы не устрашиться предстоящих мук и смерти. Когда же святые девы с матерью предстали перед императором, все присутствовавшие изумились их спокойствию: казалось, что они были званы на светлое торжество, а не на истязания. Призывая по очереди сестер, Адриан убеждал их принести жертву богине Артемиде. Юные девы (Вере было 12, Надежде - 10 и Любови - 9 лет) оставались непреклонны. Тогда император приказал жестоко истязать их: святых девиц жгли на железной решетке, бросали в раскаленную печь и в котел с кипящей смолой, но Господь Своей Невидимой Силой хранил их. Младшую, Любовь, привязали к колесу и били палками, пока тело ее не превратилось в сплошную кровавую рану. Перенося невиданные муки, святые девы прославляли своего Небесного Жениха и оставались непоколебимыми в вере. Святую Софию подвергли иной, тяжелейшей, пытке: мать была вынуждена смотреть на страдания своих дочерей. Но она проявила необыкновенное мужество и все время убеждала девиц вытерпеть мучения во Имя Небесного Жениха. Все три девицы с радостью встречали свою мученическую кончину. Они были обезглавлены.
     Чтобы продлить душевные страдания святой Софии, император разрешил ей взять тела дочерей. София положила останки их в ковчег и отвезла с почестями на колеснице за город и похоронила на высоком месте. Три дня святая София, не отходя, сидела у могилы дочерей и, наконец, предала там свою душу Господу. Верующие погребли тело ее на том же месте. Мощи святых мучениц с 777 года покоятся в Эльзасе, в церкви Эшо.

Тропарь мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии
глас 4
Торжествует Церковь первородных, / и свеселится приемля матерь о чадех веселящуюся, / яже яко мудрости тезоименитая / тройственным богословским добродетелем равночисленныя породи. / Тыя с мудрыми девами зрит уневестившияся Жениху Богу Слову, / с нею и мы духовне в памяти их свеселимся, глаголюще: / Троицы поборницы, / Веро, Любве и Надеждо, / в вере, любви и надежде утверждайте нас.

Кондак мучениц
глас 1
Софии честныя священнейшия ветви/ Вера и Надежда и Любовь показавшеся,/ мудрость обуиша еллинскую благодатию,/ и пострадавше, и победоносицы явившеся,// венцем нетленным от всех Владыки Христа увязошася.

СВЯТАЯ БЛАЖЕННАЯ МАТРОНА МОСКОВСКАЯ

Святая блаженная Матрона Московская

Дни памяти:

8 марта (23 февраля новый стиль)
2 мая (19 апреля новый стиль)

Блаженнная Матрона — широко почитаемая русская святая XX века, имевшая дары пророчества и исцеления. Родилась 10 ноября 1881 года в Российской империи, Тульской губернии, (Епифанский уезд, деревня Себин).

Блаженная Матрона родилась слепой, она была четвертой, самой младшей дочерью в семье крестьян Дмитрия и Наталии Никоновых. Семья жила очень бедно, и четвертого ребенка мать, боясь не прокормить, решила отдать в приют. Но, увидев сон, где еще не рожденная дочь в виде белой птицы с человеческим лицом и закрытыми глазами садится ей на руку, сочла это за знамение и отказалась от своего решения.

При крещении, когда священник опустил дитя в купель, присутствующие увидели над младенцем столб благоухающего легкого дыма. Священник сказал, что никогда такого не видел, и это дитя будет святой.

С семилетнего возраста у Матроны открылся дар предсказания и исцеления больных. Близкие стали замечать, что она может видеть мысли других людей и предсказывать будущие события. По ее молитве люди получали утешение и исцеление. Еще в раннем возрасте Матрона предсказала революцию, как «будут грабить, разорять храмы и всех подряд гнать». По преданию, в 14 лет Матрона поехала по святым местам вместе с дочерью местного помещика, и в путешествии встретила Иоанна Кронштадтского. По окончании службы в Андреевском соборе Кронштадта он попросил народ расступиться перед подходящей к солее Матроной и во всеуслышание сказал: «Матронушка, иди-иди ко мне. Вот идет моя смена – восьмой столп России». Примерно в 1915 году блаженная Матрона собрала по всему селу деньги и заказала написать икону Божией Матери «Взыскание погибших». Сейчас эта икона находится в Покровском монастыре в Москве. Вся жизнь Матроны Московской – подвиг смирения и молитвы, всецелого упования на Господа и любви к ближним.

Имеются сведения о  ее высказываниях перед кончиной (2 мая 1952 года): «Все, все приходите ко мне и рассказывайте, как живой, о   своих скорбях, я буду вас видеть, и слышать, и помогать вам»; «Всех, кто обращается ко мне за помощью, я буду встречать при их смерти, каждого».

В 1999 году, 2 мая, Русская православная церковь причислила старицу Матрону к лику местночтимых святых, а позже состоялась и общецерковная канонизация. Мощи святой блаженной старицы Матроны покоятся в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Покровском монастыре в Москве. На фасаде церкви находится чтимая икона святой Матроны Московской, а на стене колокольни — большая ростовая икона-фреска.

                                                                                                                                                                            

Редакционная коллегия Приходского совета.