ОбложкаСВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ НОВОГО ЗАВЕТА


Глава 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Глава 2.3. Вторая Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа

§ 54. Насыщение пяти тысяч пятью хлебами 

Насыщение пяти тысяч пятью хлебами

(Мф 14:13 - 23; Мк 6:30 - 46; Лк 9:10 -17; Ин 6:1 -15)

14 августа 2016 года

НАСЫЩЕНИЕ ПЯТИ ТЫСЯЧ ПЯТЬЮ ХЛЕБАМИПока ученики обходили с проповедью города и селения обетованной земли, Иисус продолжал один проповедовать в окрестностях Галилейского моря. Весть о мученической кончине Иоанна, принесенная Иисусу учениками Предтечи, не могла не опечалить Спасителя. К этому времени уже стали возвращаться к Нему апостолы после своей первой самостоятельной проповеди, рассказывая Ему “все, и что сделали, и чему научили”.

После своих проповеднических трудов ученики Иисуса нуждались в отдыхе, да и небезопасно стало находиться им во владениях Ирода Антипы, который, конечно, понимал, что они осудят его за убийство Иоанна, поэтому Иисус отплыл с учениками к северо-восточному берегу моря во владения снисходительного и спокойного Ирода Филиппа в уединенное место неподалеку от Вифсаиды-Юлии. Филипп назвал селение в честь Юлии, дочери императора Августа. Эта Вифсаида, что означает дом рыбной торговли, была отлична от той, где родились апостолы-рыбари.

Господь намеревался в удалении от народа побеседовать с возвратившимися апостолами наедине и, причалив близ Вифсаиды-Юлии, поднялся с ними на одну из гор. Когда же они спустились, Иисус “увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много” о покаянии и вхождении в Царство Божие, “и исцелил больных”.

Чудесное насыщение. Время было весеннее, близился праздник Пасхи. К жителям окрестных городов и селений присоединялись послушать Иисуса жители северной Галилеи, следовавшие на праздник в Иерусалим в обход Самарии. Народ с таким усердием внимал Иисусу, что не позаботился о хлебе насущном. Наступал вечер,люди были голодны, а купить хлеба в пустынном месте было негде. Ученики заботливо напомнили Иисусу: “Время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи”.

Спаситель не восхотел отпустить людей голодными: напитав пищей духовной, Добрый Пастырь не лишил их и телесной. Подозвав Филиппа, Он спросил: “Где нам купить хлебов, чтобы их накормить?”. При первой встрече с Иисусом Филипп сразу признал в Нем Мессию, теперь же Сын Божий хотел показать апостолу несовершенство его веры. Видя, что накормить такое количество народа естественным путем невозможно, Филипп мог бы выразить уверенность во всемогуществе Мессии. Но, размышляя по-земному, он в растерянности ответил, что на двести динариев, которые были у апостолов, “не довольно будет хлеба, чтобы каждому из них досталось хотя понемногу”.

Тогда Иисус сказал прямо, чтобы ученики сами накормили народ, и спросил: “Сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите”. Спаситель, конечно же, мог из любого ничтожного количества пищи произвести ее изобилие, но осмотр был необходим для большего удостоверения в предстоящем чуде. Андрей сказал: “Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?” Видя безвыходность положения, апостолы отнюдь не помышляли о чуде. Примечательно, что и у самих апостолов не оказалось припасов.

Иисус велел рассадить народ рядами по 50 человек. На траве, зеленым ковром покрывавшей землю, образовалось 100 рядов, включивших 5 000 человек. Затем Он взял в Свои Божественные руки “пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились”. Чудесное умножение совершилось сначала в пречистых руках Спасителя, затем в руках апостолов и, наконец, в руках народа. Как истинный Сын Божий и Совершенный Человек, Иисус воззрел на небо, Своим примером научая и нас возносить молитву к Отцу Небесному перед вкушением пищи.

Так Иисус показал людям плоды исполнения Своей заповеди: “Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам”. Люди с усердием внимали речи Спасителя о Царстве Божием, не заботясь, что пить и что есть, и Господь приложил им земные блага. Доселе Иисус творил чудеса только над больными, а теперь и все, не оставшись зрителями, получили чудесные дары. Господь дал не более, как хлеб и рыбу, чтобы научить последователей Евангелия воздержанию.

По окончании трапезы Иисус повелел ученикам собрать оставшееся, и они “наполнили двенадцать коробов кусками от пяти ячменных хлебов”. Так Господь вполне запечатлел чудо в памяти апостолов и научил бережливости в использовании даров Божиих. Равенство числа наполненных дорожных коробов числу апостолов - по коробу на каждого - показывало важность участия апостолов в раздаянии Господних даров. Иисус мог и без хлеба утолить голод людей, но тогда они не вполне укрепились бы спасительной верой в Него. Оставшиеся куски послужили нагляднейшим свидетельством о чуде даже и для отсутствовавших.

Хлебов осталось намного больше, чем было предложено к трапезе, - в этом можно видеть образ совершенной христианской любви, которая, изливаясь на других, не истощается, а напротив - богатеет. “Евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей”, которых, вероятно, было немного, и их не стали пересчитывать (исследование основ веры и духовное просвещение считались среди иудеев мужским делом). В ветхозаветной истории это чудо Спасителя предобразил пророк Илия, когда по его молитве у сарептской вдовы в голодный год “мука в кадке не истощалась, и масло в кувшине не убывало”, а также пророк Елисей, двадцатью хлебами которого сто человек “насытились и еще осталось”. Но пророки совершали чудеса не своей силой, а как слуги Божии, Иисус же - как Господин, с Божественной властью.

Дивное умножение хлебов и насыщение ими алчущих послужило наглядным образом Таинства Причащения, в котором Агнец Божий, Иисус Христос, раздробляется, но не разделяется и, всегда вкушаемый, никогда не истощается, духовно насыщая и оживотворяя христиан.

Намерение народа сделать Иисуса царем. В восторге от чудесного насыщения народ восклицал: “Это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир”. Видя в Иисусе Мессию, Того Самого Пророка, Которого Моисей заповедал слушать, люди вознамерились поставить Его правителем. Вероятно, они собирались воспользоваться скоплением народа в Иерусалиме во время Пасхи, увлечь Иисуса в Иерусалим и там всенародно провозгласить царем. В сердцах подверженных греху сыном Адама невидимо действовал тот, кто в иудейской пустыне предлагал Иисусу превратить камни в хлебы, а насытив народ материальными благами, стать всемирным владыкой. Как тогда, так и теперь Спаситель отверг искушение диавола. Не ради земной власти пришел Он в мир, не для кровавых революций, но для переворота духовного, не для обогащения людей, но для их возрождения, преображения и спасения от греха, от власти диавола и уз смерти.

Чтобы апостолы не заразились мечтами народа о Его земном воцарении над миром. Иисус повелел им войти в лодку и, несмотря на поздний час, отправиться в сторону Вифсаиды, родного города апостолов Андрея и Петра. Сам же “опять удалился на гору один” для молитвы. Уже был убит Его Предтеча Иоанн, близился и смертный час Христа, а сколько Ему еще предстояло понести трудов и скорбей! В уединении ночи Сын Божий стремился молитвенным общением с Отцом укрепить Свою человеческую природу. Он пребывал на молитве большую часть ночи, научая и нас усердию в святом деле Богообщения.

_____________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК:

"Евангельская история" второй том “Закона Божия”

автор-составитель Сергий Воробьев

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

2010 год

_____________________________________________________________________________________________________________

14.08.2016 .  Редакционная коллегия Приходского совета.