ОбложкаСВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ НОВОГО ЗАВЕТА


Глава 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА

Глава 2.4. Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа

§ 66. Исцеление отрока, бесновавшегося в новолуния 

Исцеление отрока, бесновавшегося в новолуния

(Мф 17:14 - 23; Мк 9:14 - 32; Лк 9:37 - 45)

28 августа 2016 года

"Иисус запретил нечистому духу и исцелил отрока"Когда Иисус с тремя избранными учениками находился на горе Преображения, злобствующие против Него книжники едва не посмеялись над девятью учениками, оставшимися у подножия горы. Как прежде искушал сатана израильский народ во время восшествия Моисея на гору Синай, где пророк видел славу Божию, так и теперь этот лукавый дух подстрекал иудеев искусить учеников Христа, чтобы поколебать их веру в Божественного Учителя.

Некий человек привел к ученикам Христовым своего единственного сыны, которым во время новолуний овладевал бес. Юноша падал на землю, скрежетал зубами, испускал пену, бросался в огонь и в воду, - все это происходило с ним с самого детства. Почему же именно в новолуния? Диавол скрывал свои действия и желал, чтобы причиной страданий человека сочли Луну - небесное тело, сотворенное Богом. Лукавые духи и сегодня успешно внушают людям, что их жизнь полностью зависит от положения звезд и планет. Увлеченные гороскопами, люди объясняют совершаемые грехи не действием диавола и собственных страстей, а расположением небесных тел. Но, придя к истинной вере и приобщившись Таинствам Церкви, они с удивлением обнаруживают, что астрологические “закономерности”, которые они замечали в своей жизни, перестают действовать, и жизнь все более сообразуется не с положением звезд а с Промыслом Божиим.

Ученики Христовы не смогли на этот раз изгнать беса. Видя чрезвычайную тяжесть и продолжительность недуга отрока, ученики усомнились, что могут исцелить его, как некогда усомнился и Петр, узрев ярость морской бури. Книжники воспользовались бессилием учеников и вовлекли их в спор: настоящая ли чудодейственная сила дана им от Христа, и истинный ли Он Чудотворец? Книжники намеревались в глазах учеников и народа унизить Господа.

Но вот явился Он Сам, спускаясь со священной горы, с лицом, сияющим отблеском небесной славы Преображения, так что, “увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его”. Сияло некогда Божественной славой и лицо Моисея, спустившегося с горы Богоявления, но то было сияние грозное - “Аарон и все сыны Израилевы боялись подойти к нему”; просветленный же лик Спасителя, спустившегося с горы Преображения, привлекал к Нему народ своей благостью и неземной красотой.

“Он спросил книжников: о чем спорите с ними?” Книжники, дерзко приступавшие к ученикам и клеветавшие на Иисуса, были теперь смущены и молчали. Ученики, не превозмогшие беса, тоже чувствовали себя виноватыми перед Господом и также безмолвствовали. Тогда выступил из народа отец бесноватого отрока и, падая пред Иисусом на колени, поведал о своей беде и о том, что просил учеников изгнать беса, но они не смогли. Этот человек счел причиной неудачи духовную немощь учеников, Иисус же обратил внимание отца на грех его неверия, который тяжестью своей лишал его сына исцеления: “О, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?” Так говорит и врач, когда больной не слушает его советов: “Доколе буду ходить к тебе и утруждаться, если я велю делать одно, а ты делаешь совсем другое!” В словах Иисуса был не столько упрек или гнев, сколько скорбь о неверии развращенного народа, в котором истинное богопочитание было извращено мудрованиями книжников и фарисеев, их лицемерием.

Присутствовавшие книжники и многие из народа действительно страдали неверием во Христа, уже совершившего множество Божественных чудес, но и ученики должны были почувствовать силу упрека Господа, поскольку недостаток веры ставил их в один ряд с прочими современниками Мессии.

Иисус сжалился над отроком и повелел привести его к Себе. “Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену”. Подобно врачу Иисус стал расспрашивать отца о продолжительности и тяжести недуга, Божественным состраданием Своим возбуждая в нем добрую надежду и веру. Колеблемый сомнением, но движимый надеждой на исцеление сына, отец сказал Иисусу: “Если что можешь , сжалься над нами и помоги нам”. В мольбе несчастного слышалась та же горячая родительская любовь, что и в мольбе женщины-хананеянки об исцелении одержимой дочери.

Иисус прежде всего искал веру, делая все ради спасения людей, поэтому Он указал теперь страждущему отцу, что только через дверь веры человек может призвать к себе Бога, обрести Его милость: “Если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему”. Тогда отец понял, что только по его маловерию сын его доселе страдает, и, желая подавить в себе всякое сомнение, “воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию”. Через страдания и скорбь вспыхнула, наконец, в его душе первая искра истинной веры, озарив глубокую пропасть неверия, отдаляющего человека от Бога. Так и сегодня - познав, сколь страшно и гибельно неверие, люди приходят к истинной вере в Бога. Вера - это дар Божий смиренному и любящему сердцу, и отец больного юноши, признав свою духовную нищету, теперь со слезами испрашивал этот дар у Спасителя. Смиренным покаянием и мольбой ко Господу отец восполнил недостаток своей веры и сподобился участия Божия в своей судьбе.

Иисус “запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него”. Слово Владыки Неба и земли тотчас стало делом: злой дух, “вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел”. Оставляя юношу, бес готов был совершенно поразить его, - эта дерзость была попущена Господом, чтобы присутствующие воочию убедились, сколь злобен диавол. Изможденный юноша лежал недвижно, словно мертвый, но Иисус взял его за руку, и он встал. “И все удивлялись величию Божию”, которое открывалось в славных делах Иисуса. Господь вновь посрамил книжников, намеревавшихся посмеяться над Его несовершенными еще в вере учениками.

Познав свою немощь, ученики стали опасаться, не потеряли ли они силу Божию, сообщенную им Иисусом. “И как вошел Иисус в дом,ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?” Ведь совсем недавно, будучи посланы на проповедь, они многих одержимых избавляли от власти злых духов. “Иисус же сказал им: по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будите иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей” (вероятно, Иисус указал на Фавор) “перейди отсюда туда, и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас”. Колеблющуюся веру учеников Иисус назвал неверием, истинная же вера столь могущественна, что передвижение горы - лишь малое ее проявление, подобное горчичному зернышку.

Говоря об изгнанном демоне, который, возможно, по иерархии был сильнее многих других злых духов, Господь Иисус Христос отвечал ученикам: “Сей же род изгоняется только молитвою и постом”. Чтобы повелевать такому духу, ученики должны были обладать той высокой степенью веры, на которую возводят только труды усиленной молитвы и поста. Иисус указывал ученикам своим и нам, христианам, на необходимость аскетического подвига для очищения собственной жизни от пагубного влияния злых духов, ибо каждый человек, одержимый своей любимой страстью, легко попадает под действие врага спасения, становясь в духовном смысле бесноватым, и нуждается в исцелении.

Если наша вера будет зиждиться на твердом фундаменте поста и молитвы, то для нас не будет существовать никаких преград, никаких трудностей, кажущихся парой человеку горами, которые невозможно сдвинуть. По слову святителя Иоанна Златоуста, “кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие ветра, - он быстрее огня и выше земли, потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем демонов, так как нет сильнее человека, искренне молящегося”.

Третье предречение о смерти и воскресении. От горы Преображения Иисус направил Свой путь в Капернаум. Проходя через Галилею, “Он не хотел, чтобы кто узнал” Его и последовал за Ним, так как прежде всего нужно было уделить внимание научению апостолов. Иисус продолжал утверждать учеников в мысли о необходимости Своих страданий: “Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет. И они весьма опечалились”, потому что очень любили Его. Ученики уже знали, что Иисус умрет, ибо слышали это от Него, но еще ясно не понимали, как может умереть Сын Божий - Тот, Кто исцеляет и воскрешает род человеческий.

Теперь Иисус говорил о Своей смерти уже как о факте, готовом совершиться. Он убеждал учеников в промыслительности Своих страданий, дабы, когда узрят Его Крест воочию, не смутились и уразумели истину о спасении человеческого рода.

Не вмещая вполне глубины и значимости предсказаний Учителя о Своей смерти и воскресении, ученики “спросить Его боялись”, дабы не услышать чего-либо еще более скорбного. Помнили они и упрек Господа Петру, дерзнувшему противоречить словам Иисуса о предстоящей смерти. Сердце человеческое неохотно расстается с мечтами о земном счастье; ученики видели, что приближаются предреченные Господом печальные дни, необходимые для спасения вселенной.

_____________________________________________________________________________________________________________

ИСТОЧНИК:

"Евангельская история" второй том “Закона Божия”

автор-составитель Сергий Воробьев

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

2010 год

_____________________________________________________________________________________________________________

28.08.2016 .  Редакционная коллегия Приходского совета.