ОбложкаСВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ НОВОГО ЗАВЕТА
Притча о блудном сыне
(Лк 15:11 - 32)

12 февраля 2017 года

Господь уже неоднократно возвещал, что первым шагом для восхождения в Царство Небесное - Царство любви к Богу и ближнему - является искреннее раскаяние в своих грехах и решительное намерение начать новую жизнь. Чтобы явственнее показать, сколь безгранична любовь Божия к согрешившим, но кающимся людям, и какую радость дает человеку искреннее покаяние, Господь рассказал народу следующую притчу.

“У некоторого человека было два сына”. Младший был ветреным, тяготился опекой отца, ему хотелось поскорее зажить самостоятельной жизнью, веселой и разгульной, подальше от родительского дома. “И сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения”. Согласно Закону Моисееву (Втор 21:17) старший сын получал наследство вдвое большее против того, что доставалось остальным сыновьям вместе, а поскольку сыновей у отца было только два, то младший имел право на треть наследства. Отец при жизни своей не обязан был выделять сыновьям их доли, но по любви к сыну не стал его неволить. Так и Господь, призывая нас к святости, не попирает нашей свободной воли и оставляет для нас открытым путь к самостоятельному выбору между грехом и добродетелью.

Младший сын, собрав свое имущество, отправился “в дальнюю сторону” - образ отчуждения грешника от Бога - “и там расточил имение свое, живя распутно”. Так и многие люди, не имеющие искренней любви к Богу, почувствовав влечение ко греху и начиная тяготиться Божиими заповедями, отвергают жизнь по Закону Божию и тогда в духовном и телесном распутстве расточают дарования, которыми наделил их Творец.

Милостивый Господь не оставляет грешников: парой Он посылает им тяжкие скорби, чтобы образумить и вернуть в лоно Своей любви. Так случилось и с блудным сыном: “Настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней”, - занятие весьма унизительное для иудеев, ведь Закон повелевал гнушаться этими нечистыми животными, поэтому свинопасы в Иудее могли общаться и заключать браки только в кругу таких же, как и они, свинопасов.

“И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи”, - стручками деревьев, но, по причине сильного голода в стране, ему не давали насытиться и этими рожками. Так и грешник, предавшись какой-либо страсти, нередко доводит себя до самого унизительного, скотского состояния.

Подобно тяжелобольному, который после многих дней беспамятства приходит, наконец, в сознание, блудный сын, придя в себя, сказал: “Сколько наемников у отца моего избыточествует хлебом, а я умираю от голода”. Славная жизнь в отчем доме представилась ему разительным контрастом теперешнему его плачевному состоянию, вспомнилась безответная любовь отца и пробудилось раскаяние, а с ним появилась и добрая надежда. Так и всякий грешник словно теряет сознание и разум в безудержном стремлении к наслаждениям. Расточая душевные и телесные силы он не соблюдает уже охранительных требований Закона Божия, не чувствует укоров совести, пока не отрезвит его тяжкая скорбь, и тогда покаяние становится для него единственной животворящей силой.

“Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою”, - весь Небесный мир видел он оскорбленным своим непотребством, - “и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих”, - он не смел теперь и мечтать о положении наследника. Вот истинное смирение и сознание собственного недостоинства, которыми сопровождается искреннее покаяние и которых так не хватает человечеству, забывшему о своем сыновстве Богу!

Измученный, голодный и оборванный, встал он и пошел с покаянными мыслями к отцу, и чем ближе подходил он к родному дому, тем сильнее обличала его совесть. Каждый знакомый холм, каждый знакомый изгиб дороги служили для него жестоким укором. Любящий отец, издалека завидев понурую фигуру приближающегося в рубище сына, тотчас понял все, сжалился и побежал к нему навстречу. Так и Господь радуется о всяком грешнике кающемся - словно чадолюбивый отец, к которому возвращается его блудный сын.

Возвращение блудного сынаОтец “пал ему на шею и целовал его”, нищего и убогого. “Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим”. Не давая ему договорить покаянные слова, отец велел облечь сына в лучшие одежды, а также принести “перстень на руку его и обувь на ноги“ в знак сыновнего достоинстваа (рабы ходили босыми). Так и Господь всегда с любовью принимает кающегося грешника, дает ему обручение Духа Святого и возвращает силу ходить в Его заповедях. В радости отец велел заколоть теленка и устроил в доме веселье.

Всепрощение естественно чадолюбивому отцу, тем более всепрощающая любовь присуща Господу, Который готов тотчас придать забвению любые наши прегрешения, только бы у нас было искреннее покаяние и желание исправиться. Но так ли легко мы прощаем наших ближних, когда они приходят к нам с повинной? Не ставим ли им на вид прежние грехи, не растравляем ли, злопамятсвуя, их сердечные раны? Если обидевшие нас будут просить у нас прощения, вспомним любящего отца из притчи Господней и будем прощать не со скорбью, а с радостью!

Старший сын, вернувшись с полевых работ, спросил у одного из слуг о причине “пения и ликования”, тот с воодушевлением ответил: “Брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым”. Старший сын рассердился за такое расположение к брату, промотавшему наследство, и от обиды укорил вышедшего навстречу отца в нелюбви к себе: “Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка”.

Если под образом младшего сына Иисус разумел всех грешников вообще, то кого же напоминает этот строгий исполнитель своих обязанностей и гордый ценитель собственных достоинств, безжалостный судью прегрешений ближнего? Фарисеев и книжников, ведь именно они были хранителями внешней формы и буквы Закона (в чем, видимо, и состояла работа старшего сына на поле) и презрителями духа Закона - духа любви и милосердия. Как и старший сын, они гнушались общения с грешниками, с холодной бессердечностью презирали их. Уподобляемся старшему сыну и мы, когда при внешнем благочестии оказываемся немилосердными к духовно немощным, но кающимся людям.

Укоряя отца, вернувшийся с поля сын даже не назвал своего младшего братом, а сказал о нем с презрением: “Этот сын твой”. Желая любвеобильным обращением смягчить жестокосердие сына, пробудить в нем человеколюбивые и нежные чувства, отец, назвав его чадом, стал увещевать; “Ты всегда со мною, и все мое твое”. Так и фарисеи с книжниками имели Закон Божий, и пророчества Господни, но осуждали Иисуса Христа за то, что Он “принимает грешников и ест с ними”.

“Надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал, и нашелся”, - сказал отец, уподобляя воскресению из мертвых обращение младшего сына от греховной жизни. На этом Иисус закончил притчу, словно вопрошая фарисеев и книжников, станут ли они и дальше гнушаться мытарей и грешников, которые им братья, и за общение с ними роптать на Него или пожелают принять участие в радости Отца Небесного о возвращении к Нему кающихся грешников.

Подобно младшему сыну из притчи Господней и каждый из нас, видя свои грехи, не должен отчаиваться в спасении. Обратимся с греховного пути и вспомним, что у нас есть Отец на Небесах, Который скорбит о нас и с долготерпением ждет нашего возвращения в лоно Его Божественной любви и истины.

ИСПОЛЬЗОВАН МАТЕРИАЛ ИЗ КНИГИ:

"Евангельская история" второй том “Закона Божия”

Глава 2. ОБЩЕСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА.

Глава 2.4. Третья Пасха общественного служения Господа Иисуса Христа

§95 Притча о блудном сыне

автор-составитель Сергий Воробьев

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

2010 год

                                                                                                                                                                                                                                        

Редакционная коллегия Приходского совета.

13.02.2017 г.