НЕДЕЛЯ 33-я ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ, СВЯТКИ.
СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕНИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА.
Епископ Виссарион (Нечаев).
ПОУЧЕНИЕ В ПРАЗДНИК БОГОЯВЛЕНИЯ.
ЗНАЧЕНИЕ КРЕЩЕНИЯ ХРИСТА В ДЕЛЕ ИСКУПЛЕНИЯ.
Иисус живота начальник разрешити осуждение грядет Адама первозданнаго, очищений же яко Бог не требуя, падшаго очищает во Иордане, в немъже вражду убив преимущ всяк ум мир дарует.
В сем церковном стихе канона праздника Богоявления указуется и прославляется искупительное значение крещения Христова во Иордане.
Иисус живота начальник. Иисус, яко Бог, есть Творец всего мира, следственно Он есть Начальник или Виновник жизни всех существ одушевленных и неодушевленных, наполняющих вселенную. Но в рассматриваемом стихе разумеется не всякая жизнь, но жизнь человеческая, имеющая начало от Христа: «Им мы живем, движемся и существуем» (Деян. 17, 28). Человек сотворен для жизни вечно-блаженной не только по душе, но и по телу. Такова и была жизнь его в раю до грехопадения. По душе она поддерживаема была тесным общением с Богом, Который относился к нему, как родной отец к детям, беседовал с ним лицом к лицу, а по телу поддерживаема была плодами древа жизни, питаясь которыми человек был бы безболезнен и бессмертен. Но недолго человек наслаждался блаженною жизнью в раю. За грехопадение первозданный Адам изгнан был из рая и не только себя самого подверг осуждению от Бога на смерть телесную и на лишение благодати Божией, но и все свое потомство, которое наследовало от него грех, ибо все мы в беззакониях рoждаемся и во грехах зачинаемся (Пс. 50:7), – и с грехом смерть телесную и духовную, состоящую в нравственном удалении от Бога. Падшему человеку грозила вечная погибель, одинаковая участь с диаволом. Но милосердый Господь, не хотящий смерти грешника и желающий всем спасения (Иез. 33:11), еще в предвечном совете положил спасти человека чрез Единородного Сына Своего. Он так возлюбил людей, созданных по Его образу и подобию, что Сына Своего Единородного для спасения не пожалел (Ин. 3:16), но предал Его за нас на уничижение и страдания во образе человеческом, да «всяк верующий в Него не погибнет, по имать живот вечный» (Ин. 3:16). Он явился на земле в сем образе для нашего искупления. К числу искупительных Его действий относится Крещение во Иордане. Спустя тридцать лет Своей земной жизни Он грядет на Иордан, чтобы «разрешить», то есть уничтожить, «осуждение Адама первозданнаго»6. Для снятия сего осуждения Ему надлежало очистить первозданного Адама в лице его потомства от грехов, и вот Он очищает от грехов падшего Адама, принимая крещение покаяния в водах Иорданских (Мф. 3:16, Мк. 1:9, Лк. 3:21). Сам Он не имел нужды в этом очищении. «Очищений Он, как Бог, не требовал». Крещение было соединено с покаянием во грехах и исповеданием их. Грехов Он, святейший по существу, не имел, и каяться Ему было не в чем. Но будучи безгрешен, Он взял на Себя одного грехи всего мира и погружаясь в водах Иордана, Он в Своем лице омывал от скверн греховных всех людей. Его крещение имело очистительную силу не для Него лично, а для всех грешников, имеющих уверовать в Него, как в Искупителя. На кресте Он искупил людей Своею кровью, а во Иордане водою. Как крестною смертью Он примирил людей с Богом, разгневанным грехами их, так и крещение в водах Иордана имело целью тоже примирение. Чрез грехопадение человек поставил себя во враждебное отношение к Богу, и навлек на себя праведный гнев Его, ибо перешел на сторону врага его. Во Иордане Христос «убил эту вражду» и восстановил мир Бога с человеком, «мир всяк ум преимущий» (Флп. 4:7), то есть столь глубокий, что превышает всякое разумение. Как сообщается нам этот мир? Благодатью Святого Духа, даруемою нам в таинствах святой Церкви начиная с крещения. Эта спасительная благодать есть плод искупительных заслуг Иисуса Христа.
Возблагодарим, братие, Господа за то, что все мы, как члены Христовой Церкви, сделались причастниками сей благодати. К сожалению, нет ни одного из нас, который бы сохранил чистоту духовную, полученную каждым в таинстве крещения. Но слава Его безмерному милосердию, ибо как ни тяжки наши вины пред Ним, Он дарует нам возможность возвратить эту чистоту при помощи благодати Божией, прощающей, очищающей и освящающей в таинствах покаяния и причащения. К сожалению, не все дорожат этою благодатью, ибо приявшие очищение от скверн греховных в сих таинствах, спешат снова осквернить себя теми грехами, от которых очистились, и в этом отношении походят на известных нечистоплотных животных, которые, омывшись в чистой воде, возвращаются, по выражению апостола Петра, в «кал тинный» (2Петр. 2, 22), то есть в грязную и вонючую лужу. Устыдимся, братие, подражания этим животным, не будем прогневлять Господа повторением грехов, от которых сподобились очиститься в святых таинствах, не будем злоупотреблять Его долготерпением, ожидающим от нас плодов покаяния. Горе не приносящим этих плодов. Им угрожает участь безплодного и гнилого дерева. «Всякое древо, – по слову Иоанна Крестителя, проповедника покаяния, – не приносящее плода добра, посекаемо бывает и во огнь вметаемо» (Матф. 3, 10). Коснение во грехах подвергает грешника опасности поражену быть секирою гнева Божия и брошену во огнь геенский, от чего да избавит нас всех Господь Бог.
Использован материал сайта azbyka.ru
Подготовила Елена Дивинская
14.01.2021