Aрхиепископ Андрей (Рымаренко)
Исцеление слуги сотника;
Фреска XVI в.; местонахождение: Греция. Афон, монастырь Дионисиат
“Ищите прежде всего Царствия Божия и Правды Его…” Вот с чем нас оставило Евангелие прошлого Воскресения.
В день Пятидесятницы Господь ниспослал Церкви Своей Духа Святого. И подобно всей природе, которая после того, что солнышко пригрело, стала растить цветы, растения и плоды, – так и святая Церковь, по получению Духа Святого, Жизни Подателя, стала растить духовные цветы, – дивных Святых Своих.
И все Евангельские чтения, после Сошествия Святого Духа говорят о том, что нам надо делать для получения Царствия Небесного, что все Святые делали, как Они искали и как обрели Царствие Божие и Правду Его. Нам давались заповеди Господни. А сегодня уже не заповеди, не научение дается нам. Нет… А сама жизнь, живой пример. И в пример для нас Евангельское чтение приводит римского сотника, язычника. И пример этот – пример глубочайшего смирения. Пример этот показывает нам, как господин из-за любви к ближнему становится рабом. Ведь по гражданскому положению этот сотник был господином не только над сотнею воинов, которыми он командовал, но и над всяким Иудеем, а, значит, и над Христом. Ибо Иудеи были порабощены Римлянами.
У сотника этого был слуга. И этот слуга заболел и жестоко страдал. И вот сотнику говорят, что среди подвластных ему Иудеев есть Один замечательный Человек, Который имеет сверхъестественную силу исцеления. Ведь сотник был язычник. Он не знал Священного Писания, он ничего не знал о мессианских ожиданиях Иудеев. И Христос был для него, несомненно, великим Человеком, но все же только Человеком, причем, ему же подвластным. Ведь он мог послать за Ним, призвать Его. Но смирение стирает все границы. Слуга его в опасности, и этот Человек может ему помочь. Сотник сам идет ко Христу. Идет и просит: не за жену, не за сына, не за дочь, отца или мать… а за слугу. И просит Иудея, порабощенного Римом, Римский гражданин, просит милости, просит как раб у своего господина. Он и говорит: “Господи, слуга мой лежит дома в расслабленном состоянии и жестоко страдает.” Он больше ничего не сказал.
В этих словах трепетало все его горе. И это горе свое он принес ко Христу. А теперь стоит и смиренно, с поникшей головой, ждет ответа. “Я приду и исцелю его,” – отвечает Христос. Как все просто. Но посмотрите, что тут происходит, на какую невероятную высоту подымаются вера и смирение сотника. Он останавливает Христа. “Господи, я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой…” Слышите: я недостоин… Ведь это покаяние, это то же самое, если бы он сказал: я грешник, а вот Ты – Праведник. – “Скажи только одно слово, и выздоровеет слуга мой.” только слово… Даже Господь удивился такой вере: “И в Израиле не нашел Я такой веры.” А ведь вера сотника была такая простая, самая смиренная: “Я ‑подвластный человек, но имею у себя подчиненных воинов. Говорю одному: пойди, и идет, и другому: приди, и приходит.” Что же выражают эти слова? А вот что: Ты Господин над болезнью и здравием, над жизнью и над смертью…
Скажи только слово! Одно слово!
И Христос сказал это слово: “Иди, и как ты уверовал, да будет тебе.” И выздоровел слуга его в тот час.
Как награда за смирение. Вот что может сделать смирение! Да дарует же и нам Господь это смирение сотника!
Использован материал сайта azbyka.ru
Изображение https://eikon.piwigo.com/picture?/22842
Подготовила Елена Дивинская
15.07.2021