Игумен Авраам (Рейдман)

Мф., 59 зач., XIV, 22–34   

И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ. И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один. А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали. Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь. Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде. Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу, но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился? И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий. И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.

О необходимости сопротивления греховным помыслам

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении вспоминается необыкновенное событие — шествие Господа нашего Иисуса Христа по водам Геннисаретского озера. После чуда насыщения несколькими хлебами пяти тысяч человек Господь, как повествует об этом более подробно евангелист Иоанн Богослов, удалился на гору для того, чтобы скрыться от тех Своих поклонников, которые неразумно желали сделать Его царем (см. Ин.6:15). Они не понимали, что Царство Господа нашего Иисуса Христа «не от мира сего» (см. Ин.18:36). После долгого ожидания и ученики Господа, и Его неразумные последователи отплыли на другую сторону озера.

«А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный» (ст. 24). Господь же глубокой ночью (как пишется «в четвертую стражу ночи», что означает время далеко после полуночи) пошел по водам вслед за учениками.

Я думаю, подробность о том, что лодку било волнами, евангелист Матфей приводит неслучайно. Незадолго перед этим, рассказывая о чуде насыщения несколькими хлебами пяти тысяч человек, он упоминает, что было собрано «двенадцать коробов полных» остатков (Мф.14:20). Это указывает на то, что пять тысяч человек, помимо женщин и детей, насытились до такой степени, что от пяти хлебов были собраны еще и обильные остатки — двенадцать полных корзин. Так и в этом случае подробность о том, что ветер был противный и лодку било волнами, апостол Матфей приводит для того, чтобы мы, читая или слушая о шествии Спасителя по водам, еще более удивлялись. Ведь Он шел по бурному морю, по противящейся стихии, а не по гладкой и спокойной поверхности воды. Представьте себе: если иногда трудно идти по обычной холмистой местности, то сколь необыкновенно было шествие ночью по вздымающимся волнам при противном ветре.

«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю. И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали» (ст. 25–26). По-славянски вместо слова «встревожились» употреблено более емкое и, я думаю, более точное слово «смутишася»: «Смутишася, глаголюще, яко призрак есть: и от страха возопиша». И действительно: ночь, буря и вдруг — видение Господа, идущего по волнам. Несмотря на все чудеса, которые ученики уже видели, им и в голову не могло прийти, что человек может идти по воде. Им показалось, что они видят призрак, привидение, поэтому они и возопили — от страха. Подробность, передающая непосредственную реакцию учеников, вновь подтверждает истинность повествования. Не было у них ни восторга, ни радости, ни вообще чего-то такого, о чем нам хотелось бы услышать в подтверждение того, что ученики увидели чудо. Для них это видение было совершенно неожиданным, и потому они от страха закричали.

«Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь» (ст. 27). Вновь по-славянски употреблено более емкое слово: «Дерзайте: Аз есмь, не бойтеся». Услышав знакомый голос и почувствовав своей душой и сердцем, что это голос Самого Господа Иисуса Христа, ученики успокоились, умиротворились. Господь сказал им: «Дерзайте!», и самый горячий и порывистый человек, апостол Петр, проявил наибольшее дерзновение, сказав: «Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде» (ст. 28). Господь не порицал этого, но «сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу» (ст. 29). Необыкновенное зрелище: по вздымающимся волнам идет Господь, а навстречу Ему движется Его ученик. Какое изумление, какой страх, а может быть уже и восторг, испытывали в это время оставшиеся в лодке ученики, взирая на это чудо!

«Но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня» (ст. 30). Человеческое смущение, страх перед высотой волн и силой бури одержали в Петре верх над верой. Здравый человеческий смысл Петра победил его дерзновенную, можно даже сказать безумную, веру. Он поверил было в возможность идти по воде, но вдруг вера в нем поколебалась от мысли о том, что он не сможет идти именно при такой сильной буре. Вот какова немощь человеческая! Если вообще возможно идти по воде, то почему нельзя идти при буре?! И как только смущение победило в душе апостола веру, он начал тонуть и погружаться в те самые воды, по которым только что ступал, как по холмам.

«Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?» (ст. 31). Этими словами Спаситель открыл причину потопления Петра: «Не потому, что была буря или какое-то другое препятствие, но только потому, что ты усомнился, за это отступила от тебя Моя благодать, за твое маловерие отошла поддерживавшая тебя на воде Божественная сила, и ты стал погружаться в воду».

«И, когда вошли они в лодку, ветер утих. Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий» (ст. 32–33). Когда апостол Петр начал тонуть, Господь воздвиг его, взяв за руку и поставив на воду, как на твердую почву. В Евангелии сказано: «И когда вошли они в лодку» — значит, Петр укрепился в вере и вместе с Господом вновь пошел по воде, возвращаясь в лодку. Видя, как они столь великим, непостижимым образом шествуют по волнам, как апостол Петр погрузился в воду и был спасен и как Господь воздвиг и утвердил его на поверхности озера, — видя все это, ученики не могли не воскликнуть от всей души: «Истинно Ты Сын Божий».

«И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую» (ст. 34). В повествовании евангелиста Матфея опускается подробность, которую приводит апостол Иоанн Богослов. Он говорит, что не только утих ветер, но и сама лодка чудесным образом тотчас оказалась на другом берегу (см. Ин.6:21). Тем самым Господь показал, что чудо хождения по воде было сотворено не потому, что Ему просто нужно было переправиться на другой берег, то есть совершить вынужденное передвижение. Все это произошло для того, чтобы ученики убедились: человек Иисус, великий учитель и пророк, является не только благодатным духовным человеком, но Сыном Божиим и Богом Вседержителем, владеющим стихиями как Своими рабами. Божественная Его сила заставляла растекающуюся от малейшего давления воду становиться под ногами Господа твердой опорой. Как это происходило, можно только догадываться — либо она расстилалась перед ним ровной дорогой, либо Он восходил на эти затвердевавшие под Его ногами водяные холмы, подобно человеку, идущему по неровной местности. Важно другое: стихия подчинилась Ему и тем самым показала, так сказать исповедала, что Иисус есть Сын Божий, Вседержитель и ее Господин.

В этом чуде проявляется одновременно и человеческая сущность Христа. Господь идет по воде дивным образом, но идет как человек, ступая ногами. Он чудесно воздвигает Петра, начавшего тонуть, но и это совершает как человек, взяв его за руку. Итак, мы истинно видим, что Иисус есть воплотившееся Слово Божие, Богочеловек. Заблуждаются и те, кто считают Его только Богом, и те, кто считают Его только духовным, богоносным человеком.

Бывают такие обстоятельства, когда мы вправе применить это евангельское событие к нашей жизни и извлечь из него урок, для того чтобы понять, что с нами происходит и в чем наша ошибка, почему Господь нам не помогает, и, соответственно, научиться правильно себя вести. Почему так случается, что некоторое время Божественная благодать содействует нам в какой-нибудь добродетели, например в молитве или в наших житейских обстоятельствах, а потом внезапно отступает? По той же самой причине, по какой она отступила и от апостола Петра.

Странное явление происходит с нами! Мы как будто бы уповаем на Бога, получаем от Него помощь в духовной жизни или делах земных и действительно чудесным образом преодолеваем непреодолимые, по человеческому рассуждению, трудности. Однако при неожиданном столкновении с какими-то новыми трудностями здравый смысл уничтожает в нас веру. Мы начинаем думать, что в этой ситуации Господь уже не может помочь: эти обстоятельства чересчур страшные, неожиданные. И тогда благодать отступает. Мы лишаемся привычной для нас помощи Божией, теряем опору и начинаем «тонуть» в житейских скорбях. Нас одолевают греховные помыслы, и мы побеждаемся в духовной брани.

Если с апостолом Петром это действительное событие — я имею в виду то, что он начал тонуть, — произошло только один раз, то с нами это бывает, может быть, не однажды в день. И если мы начинаем «тонуть» подобно Петру, то и вести себя дальше будем так же, как он. Он был маловером, но не невером. Вера в нем поколебалась, но не пропала совсем, иначе он бы не возопил: «Господи, спаси меня, погибаю!» Несомненно, мы гораздо большие маловеры, чем апостол Петр. Поэтому, если мы начинаем тонуть, погружаться в стихию греха или житейской скорби, будем так же вопить к Богу: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» И пусть не всегда Его помощь будет оказана в то же мгновение и так явно, как в этом евангельском событии, но, несомненно, Он услышит нас и поможет так, как Он считает нужным. Если у нас есть сколько-то христианского рассуждения, то мы поймем, что это не случайность, а действительно помощь Божия. Конечно, лучше иметь такую твердую веру, которая не позволяла бы нам погружаться в волны искушения, но если мы из-за маловерия и погрузились, то и здесь не нужно отчаиваться, а надо продолжать вопить ко Господу. Он обязательно нам поможет.

У нас же в отношении борьбы с греховными помыслами, ощущениями, страстями получается так: если мы несколько поддались действию какой-нибудь страсти, то дальше уже и сопротивляться не хотим. Пришел нечистый помысел на ум — мы согрешили.

Что делать дальше? Нужно опомниться и возопить ко Господу, подобно апостолу Петру. Мы же думаем: «Вот, я уже согрешил» и полностью погружаемся в поток этого мысленного греха, по крайней мере, почти все так делают. Не отбросили греховный помысел сразу, подчинились ему полностью и влечемся этим греховным потоком, куда ему угодно.

Подобным образом мы поступаем и в скорбных житейских обстоятельствах. Не смогли сразу противостать отчаянию и унынию, в некоторой степени поддались этому, а потом уже и вовсе не противимся: беспредельно погружаемся в эту скорбь и отчаяние, тонем в ужасном, отвратительном грехе, который обезоруживает человека и делает его совершенно беспомощным как в духовной жизни, так и в борьбе с обстоятельствами житейскими.

Если мы поддались греху, то это не значит, что все кончено, мы погибли. Нужно вести себя благоразумно. Господь может восхитить нас и из бездны, если захочет. Лишь бы только мы не перестали Его об этом просить, лишь бы не потеряли полностью веры. Пусть мы маловеры, но не будем неверами! Пусть упования в нас мало, но не потеряем его до конца! И тогда, подобно апостолу Петру, будем спасены. Снова станем на эту, казалось бы, непроходимую стихию нашей духовной или повседневной жизни, и Господь вновь поведет нас так же, как Он повел апостола Петра. Узнав силу Божию на опыте, мы еще более утвердимся в вере и воскликнем, как воскликнули ученики Господа, что Иисус есть воистину Христос, Сын Божий.

И так в этой борьбе вера наша будет укрепляться. Только вместо слов Петра: «Спаси меня, погибаю» мы будем вопить непрестанно: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» И когда утвердимся, воспрянем от греха, в котором мы тонем, вновь вместо слов: «Воистину Ты есть Сын Божий» будем взывать: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго!» В этой святой молитве заключается все, лишь бы мы имели то упование, какое должно быть, иначе слова эти останутся пустым звуком. Если же мы будем иметь это упование, значит, и с душой нашей произойдет то же, что произошло с апостолом Петром, когда он тонул, а Господь его воздвиг. Аминь.

 

17 августа 1997 г.

Использован материал сайта azbyka.ru

Подготовила Елена Дивинская

16.08.2021