Митрополит Савва (Грыцуняк)

Слово в Неделю мясопустную. О Страшном Суде.

«Истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф.25:45–46).

Это страшные слова для каждого верующего человека.

В другом месте Христос говорит: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф.24:35). Вселенная, в которой живем, находится в постоянном движении… Мы замечаем и чувствуем это в нашей повседневной жизни, наблюдая смену времен года, дня и ночи, обороты и движения небесных тел. И может казаться, что так было всегда и так будет. Но думая так, мы заблуждаемся, ибо умирают не только люди, умирает также и вселенная. Наука подтверждает слова Спасителя о том, что «все пройдет, а слова Христа не прейдут». Поистине, страшно думать об этом.

Существуют различные научные и популярные мнения относительно конца вселенной. Но мы — люди веры — имеем ясное и определенное пояснение в Слове Божьем: «Придет же день Господень, как тать ночью (неожиданно), и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет.3:10). Никто не знает, когда это наступит. Но мы веруем, что будет именно так, как учил Спаситель. И потому остановим наши мысли на понятиях страшного суда и воскресении мертвых.

Вера в загробную жизнь была распространена среди людей еще в самой глубокой древности. Все эти верования и предположения вполне созвучны со словами Спасителя: «Истинно, истинно говорю Вам, что наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут. (…) И изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло — в воскресение осуждения» (Ин.5:25, 29).

Однажды некто спросил Ньютона, каким образом можно собрать частички тела человека, чтобы новое тело соединить с душой, он молча взял горсть железных опилок, смешал с обыкновенной пылью и песком и спросил гостя: кто заново соберет эти частицы железа? И пока тот в растерянности молчал, не зная, что ответить, он взял магнит, собрал им опилки железа, и сказал: «Разве Тот, Который дал мертвому железу эту силу, не в состоянии сделать нечто большее, когда наша бессмертная душа будет ждать воссоединения с возлюбленным для нее прахом?».

А когда Вольтера спросили, что он думает о нашем воскресении, он ответил: «Воскресение есть самой простой вещью в мире. Тот, Который раз создал человека, может его создать еще раз».

Быть человеком — великое благо. Но человеку должно пройти много испытаний, волнений и переживать страх перед смертью. Когда нам, христианам, тяжело, нас поддерживает надежда на то, что мы принадлежим к числу тех избранных, которым на страшном суде Господь скажет: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф.25:34). Величайшее благословение — испытывать вечное счастье пребывания в полноте любви Божьей.

Дорогой, ведущей к этому счастью, является наш Божественный Учитель Иисус Христос, который говорит: «Я есмъ путь и истина и жизнь» (Ин.14:6). «Я свет миру, кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). Кто верно следует за Христом, того никто‑с этой дороги не совратит.

Знаменательный пример отношения к смерти содержит жизнеописание Бенджамина Франклина. В молодости он был книгопечатником. На своей могильной плите он завещал написать: «Здесь лежит тело Бенджамина Франклина, обыкновенная пища для червей; но его дело не пропадет, появится некогда в новом прекрасном издании, пересмотренное и исправленное автором — Богом».

Святая Церковь учит нас быть свободными от пристрастия к миру материальных вещей, но из этого не следует, что Церковь учит нас пассивному отношению к миру. Важно, чтобы вещи временные, как и само время, мы не считали ценностями самими в себе, но воспринимали их как приготовление к последней цели, то есть к жизни вечной.

Наше христианское отношение к миру не может быть пессимистическим и отрицательным, но должно быть трезвым и реальным. Христос не требует от нас, дабы мы стояли и смотрели на небо (ср. Деян.1:11), забывая о разрешении проблем нашей земной жизни. Суть в том, чтобы делам земным мы умели отводить в своей жизни места не более, чем это необходимо, чтобы они не становились преградой на пути к вершинам духовного совершенства. Жизнь человека на земле ‑это не игра, и люди в ней — не актеры, которые после спектакля могут снять свои маски и пойти отдыхать до следующего представления. Наша жизнь — это служение Богу и ближним, как это изображено в евангельской притче о работниках в винограднике (ср. Мф.20:1–16). Все мы — слуги Христовы, и Он доверяет нам свое достояние, чтобы мы им мудро пользовались и умножали его. Он Сам подает нам пример, когда говорит: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мк.10:45). Только те наши труды ценны в очах Божьих, которые мы совершаем во славу Его, во имя Его Божественной Любви. Если мы начнем день с намерением угодить Богу и будем поступать согласно словам апостола Павла: «Итак, едите ли пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор.10:31), тогда все, даже перерыв в занятиях, отдых, будут иметь смысл и значение для достижения жизни вечной.

Каждый христианин должен осознавать, что путь своей земной жизни нужно пройти так, чтобы в конце его достичь вечного счастья соединения со Христом. Святой Игнатий Богоносец пишет: «Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею. Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего… Пустите меня к чистому свету: явившись туда, буду человеком Божьим». Аминь.

 

Использован материал сайта azbyka.ru

Подготовила Елена Дивинская

24.02.2022