Протоиерей Дмитрий Смирнов.
На Мф.17:14-23.
Пришел к Иисусу человек «и, преклоняя пред Ним колени, сказал: Господи! помилуй сына моего». То есть он исповедал Христа Господом и попросил у Него как у Бога о помиловании. Поэтому Господь и исцелил этого несчастного мальчика, который с детства был бесноватым. Бесноваты все люди, но мы по преимуществу называем бесноватыми тех, кто никак не может с собой совладать, у кого воля полностью порабощена дьяволом.
Господь ждет обращения каждого человека, и, чтобы обратить к Себе, у Него много всяких средств. Об этом Он однажды так сказал через апостола: «Се, стою у двери и стучу». Господь стучит в сердце каждого человека, но сердце часто бывает настолько окаменелым, что не воспринимает этого тихого стука. И чтобы он как-то был услышан, Господь попускает человеку пострадать – либо самому (но многих это не вразумляет, а Господь заранее видит, вразумит человека собственная болезнь или не вразумит), либо тем, кого он любит. Когда человек видит страдание любимого существа – а редко кто своих детей не любит, – тогда сердце его начинает любимому сострадать.
Сострадание есть свойство Божественное. Человек – единственное из всех населяющих землю существ, способное к состраданию. Животным это непонятно, недоступно. Если оно мучается само, то оно страдает, но если рядом мучают другое животное, его это только пугает. И вот, чтобы, вызвав сострадание, человека немножко сделать человеком, Господь попускает страдания его близким. И это часто приводит к успеху, то есть сердце человеческое начинает воспринимать этот стук, начинает слышать, что Господь его зовет. Через страдания близких очень многие приходят к Богу. Поэтому страдания наших близких, любимых надо всегда воспринимать как следствие наших грехов: видимо, Господь исчерпал все возможности нас как-то вразумить. Поэтому всегда надо из этого извлекать урок – покаяние.
Отец, о котором повествует Евангелие, попросил Господа о помиловании, о милости, обратился ко Христу от всего сердца. Но сначала он обратился к ученикам Спасителя. И когда апостолы остались наедине со Христом, они спросили: а почему мы не могли исцелить? Раньше мы ходили с проповедью и исцеляли бесноватых и лечили больных, почему же здесь мы не имели успеха? Господь им ответил: «По неверию вашему». А что такое вера, почему здесь ее не хватило? Вера – это не есть согласие нашего ума с некоей информацией. Только последний балбес отрицает существование Бога, но не всякого балбеса можно назвать верующим. Сатана тоже верует, что Бог есть, но мы же не называем сатану верующим существом. Значит, вера не есть доверие к информации о бытии Бога. Нет, вера – это животворная сила, и человек ее либо имеет, либо не имеет, либо имеет мало. И вот этой Божественной силы в апостолах и не хватило, чтобы мальчика исцелить. Господь им сказал: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом», – а у них силы молитвы не хватило.
В чем эта сила молитвы заключается? Почему угодник Божий помолится, даже просто подумает – и гора сдвигается и идет? А другой человек может часами молиться о чем-то даже менее значительном, чем передвижение горы с места на место, а результата не бывает? Почему в одном случае Бог слышит человека, а в другом как бы не слышит? Ведь невозможно предположить, что Бог просто не слышит человека, такое вообще исключено. Господь управляет на земле всеми не только мысленными, но и химическими, биологическими, геологическими процессами – вообще всем. Все законы, которые наша наука пытается открыть, установил Бог, и с их помощью Он управляет вселенной.
Поэтому, когда нам нужно, чтобы естественный ход событий изменился в нашу пользу, мы обращаемся к Богу. Но на самом деле молиться по-настоящему можно только Святым Духом. Когда человек соединится с Ним через благодать Божию, тогда Дух Святый Сам начинает молиться в нем и извлекать из недр его души глаголы неизреченные. А пока этого соединения не произошло, молитва остается без плода. Только эта благодатная сила, благодать Божия и есть могущественная, самовластная сила, которая творит чудеса. Она не принадлежит человеку, это нетварная сила Божественного существа. Поэтому ни один святой никогда в жизни не говорил: я исцелил, я помог, я сдвинул гору, я остановил полчища врагов. Они говорили: Бог. Хотя просили-то они, но в них действовала благодать Божия.
И вот для исцеления бесноватого отрока апостолам не хватило той меры благодати, которая эту могущественную бесовскую силу могла изгнать из мальчика. Поэтому понадобилось вмешательство Самого Бога. В этом и заключается ответ, почему наша молитва часто бывает без плода: в силу нашей неблагодатности. А почему мы так безблагодатны? Потому что живем не по заповедям Божиим. Мы не хотим учиться кротости и смирению. Господь только кротким и смиренным может дать благодать, а мы гордые, тщеславные, строптивые и упрямые. И эти свойства нашей души богопротивны. Поэтому благодать Божия не может во всей полноте поселиться в нашем сердце.
Господь, чтобы нас спасти, однажды сказал: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». Покой этот заключается в том, что нашу душу покинут все бесы, которые в ней гнездятся и являются возбудителями наших страстей. Все мы люди страстные, живем по страстям. И по проявлению каждой страсти можно определить, что за бес ее возбуждает: бес сластолюбия, бес обжорства, бес осуждения, бес блуда, бес сребролюбия и так далее. И надо нам изгнать из своей души эту рать бесовскую, чтобы не дать ей возможности поработить нас окончательно, как многих людей она поработила. Сколько мы знаем, например, людей, которые не могут бросить пить, потому что их обуял бес пьянства. Человек не может с собой совладать, какая-то могущественная сила берет за шиворот его душонку и кидает навстречу этому пойлу, которое делает его полнейшим идиотом. Он теряет друзей, жену, работу, становится совершенно безумным. Посмотри на пьяного – если человек никогда в жизни не видел пьяных, он решит, что перед ним сумасшедший, потому что его поступки совершенно ненормальны.
А почему человек добровольно ввергает себя в такое безумие, в такую жуткую грязь и теряет все? Почему этого не делает ни кошка, ни собака и только человек, вроде разумное существо, подвергает себя такой напасти? Потому что он ничего не может с собой сделать, ничего, бес им владеет. Беснование это бывает полное или частичное, время от времени. Вот обуял нас гнев – и мы начинаем кричать, ругаться, произносить слова, о которых потом жалеем и думаем: что же со мной произошло? Как что? Ты дал возможность бесу в тебе действовать – вот он и разорил все вокруг.
Чтобы изгнать эту силу бесовскую из нашей жизни, нужно поститься и молиться. Имеется в виду пост, конечно, не телесный, потому что телесное упражнение хоть и полезно, но мало, как сказал апостол. Имеется в виду пост духовный. Он заключается в том, чтобы мы воздерживались от каждой страсти, которую в себе наблюдаем, не давали ей силы овладеть нами. Вот только гнев закипел – надо изо всех сил стараться удержаться, не дать гневу или еще какому-то желанию греховному вылиться наружу, всю силу воли направить на это. Своей волей противостоять воле дьявола и молиться: «Господи, помилуй меня, Ты видишь, что со мной происходит, Ты видишь, как эти жуткие существа просто дерут меня на части, заставляют делать то, чего я не хочу, заставляют говорить то, что я не хочу, заставляют думать о том, о чем я не хочу; не допусти, чтобы они надо мной надругались!» Если молитва наша будет идти из сердца, если она будет растворена кротостью и смирением, то Господь поможет. И если мы будем так поступать всегда, то мы преодолеем в себе страсть. Пусть не сразу, лет за десять – но она будет побеждена. Страсти к гневу, к осуждению, к обжорству, к сластолюбию, к воззрениям всяким нечистым и вообще ко всему нечистому перестанут нас терзать, и тогда мы обрящем покой в нашем сердце, невозмутимость страстями, наша душа будет как гладкая поверхность прекрасного озера, и в этой глади будет отражаться образ Божий. Наша душа станет зеркалом, отражающим Бога, она вернет себе образ Божий.
Собственно, это и есть спасение. Потому что такими, имеющими возможность этого отражения, нас Бог и создал. Для того Господь и пришел на землю, чтобы нам это все вернуть. И если мы хотим стать такими, нам нужно употребить всю свою жизнь, всю свою волю. Только если человек действительно на деле всю свою волю направит на это, тогда спасение придет. А если часть своей воли человек употребляет на зло, а часть на добро, то он никогда ничего не добьется. Сам Господь сказал: «Никто не может служить двум господам». Господь видит, насколько мы серьезны в наших упованиях – настолько мы и воспримем благодать Божию. Вот этому нас учит сегодняшнее Евангелие.
А зачем после исцеления отрока Господь сказал ученикам: «Сын Человеческий предан будет в руки человеческие, и убьют Его, и в третий день воскреснет»? Почему Господь счел уместным именно в это время еще раз напомнить апостолам, что Ему предлежит крестная смерть, что Он должен быть умерщвлен? Дело в том, что направление своей воли против воли дьявола, жизнь духовная требует умерщвления, страдания. Так как мы родились уже грешниками и в результате нашей жизни грех в нас еще развился, особенно эгоизм, любовь к себе, восприятие всего мира как некоей службы, устроенной для нашего ублажения, то, конечно, со всем этим расставаться нам очень трудно. Это стало нашим вторым существом, поэтому, чтобы спасти от этой мерзости наши души, очень многое нужно в себе убить, а это тяжелая, мучительная операция. Святые отцы, которые уже прошли этим путем до нас, говорили: «Дай кровь и приими дух». Поэтому христианство – это путь для избранных, для людей мужественных, твердых, очень крепких, для людей с не двоящимися мыслями, для подвижников.
Христианство подлинное есть путь подвига. А на это не каждый способен, потому что человек обычно жалеет себя. Господь требует отвержения от самого себя до конца: «Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». Куда следуй? На Голгофу, распинаться. Другого пути нет, путь освобождения от греха идет через Голгофу. Путь христианский очень трудный. Потому-то и мало христиан настоящих, и всегда было мало. Но Христос сказал: «Не бойся, малое стадо!» Бояться нечего, если с нами Господь. Бояться нужно только двух вещей: Бога и греха. И если мы окажемся Богу верны, если мы будем в меру наших сил, но только честно, до конца бороться с дьяволом и призывать на помощь имя Божие, то Господь всегда очистит нас и поможет нам избавиться от сетей дьявола. Аминь.
Храм Святителя Митрофана Воронежского, 12 августа 1990 г.
Использован материал сайта azbyka.ru
Подготовила Елена Дивинская
16.08.2022