Игумен Дионисий (Шлёнов)
ПОСТ КАК ПОПРИЩЕ СОЗЕРЦАНИЯ
Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.
Ин. 1:50
Двор императрицы Феодоры (слева) и Юстиниана (справа).
Фрагмент мозаики в базилике Сан-Витале, Равенна, VI век
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие отцы, братья и сестры!
Сегодня мы празднуем память апостола Филиппа, святителя Григория Паламы, святого императора Юстиниана и святой царицы Феодоры. Для нас эта память означает вступление в поприще Рождественского поста и начало особого приближения к Спасителю нашему Иисусу Христу, Который воплотился и вочеловечился ради нашего спасения, о чем особо свидетельствует праздник Рождества. Ежегодная память Рождества Христова актуализирует наше стремление ко Христу, наше стремление жить по заповедям Божиим. Рождество Христово – словно некое духовное начало и одновременно конец, как указание на цель обожения, к которой мы стремимся.
И вот в сегодняшнем евангельском чтении, посвящённом апостолу Филиппу, мы слышим, как Господь призывает Нафанаила, который поначалу не веровал, проявлял непокорство и медленность: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Ведь Нафанаил был честным, говорил так, как думал, и выражал состояние своей души, которая с некоторой трудностью понимала, к чему призывал его апостол Филипп. Но когда Нафанаил понял, что перед ним находится Сам Христос Спаситель, он сказал: «Ты Царь Израилев». Таким образом, в сегодняшнем евангельском чтении дважды используется имя Израиль, которое толкуется, начиная с Филона Александрийского и в святоотеческой традиции, как «ум, зрящий Бога». Тем самым Господь наш Иисус Христос называет Нафанаила «умом, зрящим Бога», когда тот еще не прозрел; а затем, когда через недолгое время апостол прозревает и именует Бога Царем Израиля, Господь ему предрекает: «Увидишь больше сего».
Мы наблюдаем с вами на примере Нафанаила, как человек на пути к Богу из слепого становится зрячим и, выходя из состояния неведения, находит смысл своей жизни. Мы видим с вами некий духовный перелом. Всматриваясь в свою душу, мы сознаем, что пребываем в унынии, в колебании, в некоем равнодушии, в собственной неисправимости и теплохладности, в отличие от апостола Нафанаила, которому понадобилось совершить всего несколько шагов для того, чтобы прозреть. Эти несколько шагов кажутся непостижимыми: мы годами пытаемся открыть свои духовные очи, но у нас это не получается.
Не впадая в отчаяние, вслушаемся в то, о чем говорит Господь: «Увидишь больше сего». Эти слова подсказывают нам, что не все потеряно, что перед нами духовная брань, духовное сражение за то, чтобы узреть Божественный свет, согласно примеру и учению ныне празднуемого святителя Григория. Мы призываемся к видению того Божественного света очами души, духовным образом, к состоянию возвышения над любым человеческим чувством и к преображению чувств! Это та духовная высокая цель, для которой мы с вами живем. И несмотря на то, что мы мало чего достигли на подвижническом поприще, Господь Сам приближается к нам, Господь устраивает чудесную встречу и на каждой Литургии дает нам залог этого Боговидения и приближения к Себе!
Постараемся, дорогие братья и сестры, чтобы в преддверии Рождественского поста мы с вами полагали больше старания, чтобы в нашей жизни появилось больше подвигов, больше самоутеснения, больше молитв. Господь является Тем, ради Кого мы совершаем эти труды. По мере приближения к Рождеству пусть в нашей жизни остается все меньше и меньше лености, но появляется все больше и больше ревности! И чтобы мы приближались к тому порогу, который Господь Иисус Христос показал Нафанаилу, сказав: «Увидишь больше сего». Эти слова о призвании видеть Божественный свет – как призыв, чтобы ходить во свете, побуждение к тому, чтобы, отлагая уныние, стремиться к Божественной радости. Мы понуждаемся к тому, чтобы поприще поста проходить не просто в чем-то себя ограничивая, но в сочетании деяния и созерцания, чтобы слова «увидишь больше сего» стали бы внутренней динамикой нашей жизни. Исправление и исцеление души зависит не столько от обстоятельств внешних, сколько от внутреннего духовного подвига и Божественного содействия. Тогда мы с вами сможем, согласно призыву Спасителя, устремиться в открытые небеса и оказаться рядом с ангелами, которые нисходят и восходят ради Христа Спасителя, и приблизиться к Нему, и стать соучастниками радости Рождества.
Аминь.
Использован материал сайта azbyka.ru
Изображение © 2016 KALEYDOSKOP-INFO
24.11.2022