Иеромонах Мефодий (Савелов-Иогель)
Сила веры.
(Лук. 8:41–56)
Русская икона «Исцеление кровоточивой жены», Музей Фицуильяма, Кембридж, Англия
В Святом Евангелии, которое читается на литургии нынешнего воскресного дня, раскрывается нам, братие, благодатная сила и мощь веры в спасающую Десницу Милости Божией.
Ко Христу Спасителю приходит некий человек, именем Иаир, начальник синагоги. Его постигло тяжелое горе: двенадцатилетняя дочь его лежит присмерти. Вся надежда скорбящего отца на смиренного Галилейского Учителя, чудотворная сила Которого уже не раз воздвигала от одра болезни страждущих и приговоренных к смерти. И Христос откликается на зов Иаира. Он идет в его дом, идет окруженный учениками и теснимый постоянно сопровождающим Его народом. И в этой толпе одна женщина, страдающая кровотечением и издержавшая на врачей все свое состояние, в последней надежде, с верою касается края одежды Учителя и тотчас получает исцеление.
«Кто прикоснулся ко Мне?» – спрашивает всеведущий Господь… Ученики удивлены… «Наставник! народ окружает Тебя и теснит, – и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне?»
«Прикоснулся ко Мне некто; ибо Я чувствовал силу исшедшую от Меня,» – настаивает Спаситель…
И с трепетом подходит к Нему исцеленная, падает к ногам Его и смиренно кается в дерзновенном «похищении» благодатной целительной силы… И слышится Божественное: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром.»
… Для веры нет невозможного… Вера сверх надежд осуществляет надежду…
«Когда Он еще говорил это, приходит некто из дома начальника синагоги и говорить ему: дочь твоя умерла; не утруждай Учителя.»
Человеческая немощь во всем знает предел. Знает предел и в вере: если умерла, то – значить уже поздно, значит, не поможете и Сила Божественная.
«Не бойся,» обращается Господь к смущенному и подавленному скорбью отцу, – «только веруй, и спасена будет.»
И опять вера осуществляет надежду… В тесном кругу самых близких Своих учеников и отца и матери умершей, Господь возвращает ей жизнь и повелевает присутствующим не сказывать никому о происшедшем воскрешении… Тайна веры не может быть поведана «внешним»… Те, кто не верят, и не поверят и в то, что сделала вера…
Вот, братие, примеры веры, которые дает нам нынешнее евангельское чтение, примеры, в которых, как видим мы, невозможное чрез веру становится возможным, неосуществимое осуществляется в действительной жизни. Но, скажут нам, все это было во времена евангельские, а теперь, в наши дни, мы не знаем и не видим подобных явлений …
Неверие всегда будет искать выхода без веры и помимо веры… Самовнушение… Гипноз… просто преувеличенный и искаженный, сам по себе незначительный факт, но только не Божия сила и не Божия премудрость.
Но возьмем наши времена… В католической семье больна мать… Ее дни сочтены… Врач отказывается от всяких попыток… «Теперь вся надежда только на Бога.» Прибегают к последнему средству: посылают телеграмму о. Иоанну Кронштадтскому. На огненных крыльях веры летит молитва всероссийского пастыря-молитвенника к Престолу Того, Кто господствует над жизнью и смертью. И невозможное совершается: больная встает с одра болезни… Да разве у многих из нас в жизни не было случаев, когда прерывалась «естественная связь явлений,» когда горчичное зерно веры творило чудо?.
Итак, пусть остановится пред тайной веры человеческий ум, посягающий заключить в своих пределах бытие со всеми его невыразимыми тайнами.
Есть предел, за которым знание должно признать, что есть область, в которой бессильны его законы, должно смириться и уступить живой и действенной вере …
А тайна этой веры откроется только тому, кто «сверх надежды поверит с надеждой,» и в этом подвиге веры своей получит внутреннее удостоверение непреложности своего упования.
Использован материал сайта azbyka.ru
13.11.2024