Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)
В нынешнем Евангелии, братия возлюбленные, говорилось о средствах и о путях, коими нам должно достигать жизни вечной. Какие же это средства? Какой это путь? Послушаем об этом из Евангелия, из уст Самого Господа Иисуса Христа, именующего Себя путем и истиною и жизнью. Евангелист Лука повествует следующее: «И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». Вот спрос о средствах и о пути к вечной жизни. А вот ответ Господа: «Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить», т.е. вечно. «Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10:25–37). Значит, чтобы наследовать жизнь вечную, надо возлюбить Бога всем сердцем и всею душою, и потом ближнего, как себя. Вот средства, вот путь, коими достигается вечная жизнь. Но когда дело идет о любви к ближнему, как к самому себе, то тут лукавая плоть наша, в которой не живет доброе (Рим.7:18), произвольно хочет ограничить круг ближних своих и любовь к ближнему, именно: хочет любить только любящих нас, только своих, только друзей и знакомых, благоприятствующих нам, а ненавидящих, врагов, чужих, незнакомых, неблагоприятствующих нам, часто не считают и ближними; не хочет оказывать им благодеяний, а иногда дышит злобой и местью, или хочет любить только благоприятствующих и здоровых, красивых собой, а от несчастных, бедных, больных, увечных, некрасивых, отвращается. Ho что говорит небесная истина и единственный Учитель истины Иисус Христос? Он говорит, что должно любить всякого человека, несмотря на различие веры и вероисповедания, или нации и происхождения, – несмотря на различие состояния, на богатство или бедность, на здоровье или болезнь человека, на благообразие или безобразие лица, – и для этого привел он повесть или притчу о человеке, попавшемся на разбойников. Самарянину, который оказал милость несчастному, этот несчастный, т.е. избитый разбойниками, не был ни единоплеменником, ни единоверцем, ни знакомым, ни родственником, ни другом, и однако же тот тронулся его несчастьем и оказал ему самую деятельную помощь ради того, что он подобный ему человек и человек, впавший в несчастие; между тем как священник и левит – служители Бога милости и щедрот, не оказали ему никакой помощи, несмотря на то, что Моисей предписал им в законе поднимать чужого осла или вола, упавшего под тяжестью. Итак, милосердого самарянина Господь приводит всем нам в образец и говорит: иди, и ты поступай так же, т.е. оказывай милость, по возможности всякому, действительно нуждающемуся в ней, не разбирая его лица. И я спрашиваю вас, от лица Господа Бога, возлюбленные братия и сестры, имеете ли вы усердие к исполнению заповеди Господа нашего Иисуса Христа о милосердии к ближнему? Многие из вас забыли эту заповедь? Но кто из вас забудет, откажется принимать ежедневно, непрестанно милости от руки Господней? Вероятно, вы желаете, чтобы Господь к вам был милостив, а не отвращал от вас лицо Свое и не отнимал от вас Духа Своего Святого, животворящего? He отвращайте же и вы лица своего от нуждающегося в помощи, будет ли это больной или нищий и нуждающийся, или печальный, требующий утешения, или вообще находящийся в тесных обстоятельствах, или нуждающийся в наставлении и вразумлении и поддержке нравственной, или в вашем терпении, снисхождении, прощении, защите: оказывайте различным образом милость ближним своим ради того, что все мы дети одного Отца небесного и должны жить в братской любви; носить тяготы друг друга (Гал.6:2); какой брат бросит родную сестру, когда видит ее больной или нуждающейся в насущном пропитании, или в одежде, – и не поможет ей, если может? И ради того еще, что мы члены одного тела, которое называется Церковью, члены Самого Иисуса Христа (Еф.4:4),·– но когда страдает один член в теле, ему состраждут все; когда приятно одному члену (1Кор.12:26), эту приятность разделяют все, – и ради того ого еще оказывайте милость, что только милостивые будут помилованы (Мф.5:8) на страшном суде, а не сотворившим милости будет суд без всякой милости (Иак.2:13). Бросьте, братия мои, роскошь; возлюбите христианскую умеренность и простоту во всем, чтобы иметь чем помочь нуждающимся; бросьте скупость, трясущуюся над дарами Божиими и крадущую собственность ближних: ибо избытки даны нам от щедрого Бога для вспоможения бедным, а не для удовлетворения нашей жадности и роскоши; бросьте, говорю, – чтобы и вам самим быть покойными: ибо нет там истинного спокойствия души, где непрестанное нарушение заповедей Божиих. Много бедных в вашем городе. Как удобно желающим запастись на день суда елеем милости! Вот продающие ежедневно вызывают нас купить у них елея, которого от всех нас требует Владыка и Судия душ наших. Если вы мудрые девы: докажите самым делом вашу мудрость: покупайте елей милости, не считайте пустой тратой то, что подаете нищим, но верьте, что это – семена, которые взойдут и принесут вам сторичный плод в будущем веке, или даже и в настоящем, ибо «дающий нищему не обеднеет» (Притч.28:27); а если вы юродивые, то бросьте свое юродство, бросьте эту страсть к пьянству, чревоугодию, лакомству, мотовству, к блеску, изяществу и дороговизне квартирной обстановки, – которая не жалеет на беду, на пагубу души человеческой никаких денег, – а бедному жалеет нескольких копеек; бросьте эту страсть к нарядам драгоценным, которая не щадит для суетного украшения грешного тела десятков и сотен рублей, – а бедному жалеет копеек, считая потерей то, что есть действительное приобретение, что есть истинное сеяние. Но не напрасно ли я говорю это слово? He будет ли оно звоном меди; или голосом песенника, которого выслушают за его приятный голос – а об исполнении того, что он поет, вовсе не позаботятся? Впрочем, город наш, по благодати Божией, не из числа таких, где не оказывают внимания к Слову Божию и не думают об исполнении его; здесь проповедники весьма часто пользуются почтительным вниманием своих слушателей, – впрочем, слушателей больше из пришельцев и простых воинов, чем из коренных жителей города, которые и во время литургии отдаются заботам житейским и не приходят в храм на славословие Господа и на поучение в слове Божием. Дай Бог, чтобы проповедники пользовались вниманием: ибо они проповедуют Божие Слово, не свое. Худо тому городу, тому месту, в котором люди отвращают слух свой от слова Божия; и благо тому месту, жители которого усердно слушают оное: они не лишатся всякого блага, им все приложится от Бога.
«Блажени слышащии Слово Божие и хранящии е» (Лк.11:28). И еще: блажени «слышащие слово Божие и творящии е» (Лк.8:21), т.е. блаженны не слышащие только слово Божие, но и исполняющие его; блаженны не знающие только Закон Божий, но и творящие его.
Итак, старайтесь, усиливайтесь любить Господа Бога всем сердцем и всей душой и всей крепостью; старайтесь прилепляться к Нему единому всем сердцем, как к Источнику жизни и всякого блага, и больше Его не любите никого, тем паче – ничего, т.е. из вещей: ибо пристрастие к вещам есть идолопоклонство; да и страстная любовь даже к своим присным есть неправда пред Богом: ибо Господь говорит: аще кто «любит отца или матер, сына или дщврь паче Мене, несть Мене достоин» (Мф.10:37). Затем старайтесь любить ближнего, как себя: «как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними. Ибо в этом состоит закон и пророки» (Мф.7:12). Аминь.
Использован материал сайта azbyka.ru
24.11.2024