Митрополит Савва (Грыцуняк)

Фреска Рождественского собора Ферапонтова монастыря.

Дионисий. 1500—1502 гг.

«Брачный пир готов, а званные не были достойны» (Мф.22:8).

Притча Христова о званных на вечерю является символом великого пира веры — святой Евхаристии, на который приглашены все, но не все были достойны. Понятно ли нам содержание этой притчи? Доходит ли она до сознания и сердец всех нас?

Жизнь современного общества изобилует развлечениями, на которые не требуется специальных приглашений. Звуки музыки, возбужденные и радостные голоса участников зрелищ привлекают многих. А пир, о котором говорит сегодняшние Евангелие, совсем иного рода. Он не бросается в глаза, не притягивает надеждой на развлечение. Поэтому для того, чтобы участвовать в нем, требуется особое приглашение.

Евангелист Матфей, описывая приготовление к пиру, говорит, что царь выслал приглашение многим. Это символизирует то, что сам Бог, Царь неба и земли, приглашает всех нас на пир Своего Сына. Значение пира веры подчеркивает то, что за возможность нашего участия в этом великом торжестве Сын Божий отдал свою жизнь: «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев» (1 Ин.3:16). И таинство Святой Евхаристии тесно связано с Голгофской Жертвой. Каждая Божественная Литургия — это повторение Голгофы. Это превышает наше понимание. Но это реальная, действительная и непостижимая правда Божья. Некогда Сократ, проходя в раздумьи среди предметов, предназначенных к продаже, сказал: «сколько всяких вещей, которые мне не нужны!». Так он выразил состояние человека, разум и стремления которого обращены к делам и вещам достойным интереса. Так и в нашей земной жизни, среди множества житейских проблем, есть один важнейший вопрос, который рано или поздно мы должны решить. Это вопрос веры в Бога, Христа, вопрос Правды Божьей, Святой Церкви и Святой Евхаристии.

Святую Евхаристию Церковь называет Литургией. Все получает свое совершенство в Божественной Литургии, которая является явным актом, святейшим делом Церкви, как общества, объединенного верою во Христа. Божественная Литургия соединяет всю Церковь пред Богом, Церковь, торжествующую на небе, и Церковь, воинствующую на земле. Она соединяет пастырей и верующих, народности и нации в единый народ — народ Божий. Одно вечное настоящее и одна непрерывная Божественная Литургия — это Церковь.

Святой Игнатий Богоносец писал малоазийским Церквам: «Старайтесь чаще собираться для Евхаристии и славословия Бога. Ибо если вы часто собираетесь вместе, то низлагаются силы сатаны, и единомыслием вашей веры разрушаются гибельные его дела». Эти слова свидетельствуют о том, как велико значение для христианина живое участие в Божественной Литургии. Эта истина, испытанная многими миллионами учеников Христа в течение всей истории существования Церкви.

«Я на то родился, и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине!» (Ин.18:37) — говорит Христос. Также и мы, если вступили на дорогу правды Христовой, должны идти по ней не сворачивая. Жизнь с Богом требует непрерывного выбора пути, особенно в наши суетные дни.

Бог есть Истина и все Его творение должно быть исполнено истины. Будем следовать Правде Божьей, тогда наши мысли и жизнь будут направлены к Богу. Это должно быть целью наших духовных и нравственных исканий. Прежде всего, необходимо быть требовательным к самому себе. Наша человеческая натура склонна к обману даже на исповеди, когда мы готовимся принять Христа во Святой Евхаристии. О, как часто нам тяжело признаться, что мы грешны! Апостол Иоанн Богослов пишет: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1 Ин.1:8).

«По плодам их узнаете их» (Мф.7:16) — говорит Христос. Все, что мы делаем, есть результат наших убеждений. Наши добрые дела должны свидетельствовать о том, что мы стоим в Истине. Этого требует от нас Слово Божье.

Первая встреча с Богом происходит во время таинства Крещения. Но как же часто она бывает краткой! Многие из нас в своей жизни наново переживали встречу и расставание с Богом. Вспомним апостолов Петра, Иоанна, Иуду. Каждый из них отдельно пережил встречу с Богом. Иоанн не отступал от Христа никогда, Иуда отступил от Него навсегда, а Петр задержался на половине пути отступления от Христа. Жизнь с Богом требует от нас непрерывного выбора. Вспомним слова Сына Божьего: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики. И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин.8:31).

Иметь истину — означает жить с Богом, а жить с Богом — означает носить в своем сердце любовь, ибо Бог есть Любовь. При всем этом необходимо помнить слова апостола Павла: «Все могу о укрепляющем меня Иисусе Христе» (Фил.4:13). Господь — Всесовершеннейшая Любовь, да укрепляет наши сердца, чтобы мы были достойны Его брачного пира. Аминь.

Использован материал сайта azbyka.ru

Подготовила Елена Дивинская

11.09.2020